«Скоропортящийся продукт»: зачем нужна сменяемость власти?
david_mendel — 09.12.2023Вчера в России произошло жуткое — несменяемый президент Путин заявил о своей готовности принять участие в выборах президента РФ. Такую странную возможность ему устроила космонавтка — депутатка ГД Валентина Терешкова, предложившая изменить Конституцию России под действующего президента. Сенсация! Путин решил принять участие в выборах президента
Важнейшим принципом современных демократических государств является сменяемость власти. В большинстве развитых стран мира эта сменяемость в основном присутствует. Однако в нашей стране немалое количество людей задаются вопросом, нужна ли сменяемость власти, и если да – то зачем?
Диктаторы и демократы
Вопросом необходимости сменяемости власти обычно задаются в тех государствах, где таковая сменяемость отсутствует или по определенным причинам ограничена. В самих демократических странах, где сменяемость входит в политическую практику, ответ на этот вопрос, как правило, очевиден.
Объективным фактом является то, что сменяемость власти представляет собой неотъемлемый элемент большинства развитых государств с высоким уровнем жизни граждан. И, наоборот, существует не так много стран с авторитарными несменяемыми лидерами, где уровень жизни граждан находится на столь же высоком уровне.
Как работает сменяемость власти на практике? Для примера можно взять США, страну, безусловно, входящую в число государств с наиболее развитой экономикой и уровнем жизни. В Конституции Штатов существует 22-я поправка, принятая в 1951 году. Она гласит, что никто не может занимать пост президента больше 2-х сроков, причем совершенно не важно, подряд или нет. При этом тому, кто занимал должность президента или действовал в качестве него более 2-х лет от установленного срока, не может избираться на этот пост больше одного раза. Это необходимо для того, чтобы вице-президент не смог после своего первого срока под разными предлогами избираться еще на два. Как видите, система довольно продуманная и учитывающая разные политические вероятности.
Сменяемость власти – это плохо?
Говоря о том, почему сменяемость власти представляет собой «негативное» явление, условные консерваторы и патриоты нередко обращаются к историческому опыту России. Мол, наша страна достигала наибольших успехов именно при правителях, которые правили ей долгое время. Чаще всего при этом звучат имена Ивана III, Петра I, Екатерины II, Иосифа Сталина и т.д.
Этот аргумент не лишен правдивости, однако представляет собой достаточно односторонний взгляд на проблему. Довольно несложно подобрать в истории России и неудачных правителей, которые правили долгое время. К примеру, Иван Грозный, который управлял Россией более 50 лет, начал важными реформами и покорением Казани и Астрахани, а закончил поражением в Ливонской войне и опричным террором. Также здесь можно привести и Бориса Ельцина, начинавшего с освобождения от коммунизма и авторитарного режима, и закончившего дефолтом и неудачной войной в Чечне.
С другой стороны, существуют и правители, которые за короткий срок сумели осуществить важные преобразования и привести Россию к успехам. Среди них − царь Федор Алексеевич, правивший всего 6 лет и заложивший основы будущих «петровских» реформ, император Петр III, принявший важный документ «Манифест о вольности дворянства» всего за год своего царствования, а также его сын Павел I, улучшивший положение крестьян менее чем за 5 лет правления. Так что срок правления с эффективностью руководства не связан.
Кроме того, консерваторы нередко заявляют, что из первых 50 государств с высоким ВВП на душу населения по паритету покупательной способности большинство являются монархиями или странами с ограниченной демократией. Это мнение тоже имеет отношение к реальности, но лишь относительное.
Если мы возьмем список стран по ВВП (ППС) на душу населения от Международного валютного фонда за 2018 год, то окажется, что из 50 первых стран многие действительно являются монархиями. Правда, за исключением нефтяных монархий вроде Бахрейна и Кувейта, чье благосостояние построено практически полностью на «черном золоте», большинство – это европейские конституционные монархии. Среди них можно привести Люксембург, Нидерланды, Швецию, Великобританию, Бельгию и Норвегию. Там монарх – это глава государства, но он не правит, а лишь выполняет представительские функции, служа государственным символом, а большая часть власти находится в руках у премьер-министра. А главы правительств в них, как можно судить по упомянутой Норвегии, регулярно меняются.
Также критики сменяемости утверждают, что «временщики» воруют чаще всего, так как им нужно «успеть украсть побольше за короткий срок». Однако при регулярной смене власти коррупционер, наоборот, довольно быстро ее лишится и потеряет возможность воровать, а его преемник способен не только наказать его за преступления, но и сделать это основой своей предвыборной программы. Если же сменяемости нет – то коррупционер остается у власти и чувствует себя безопасно.
Важность сменяемости власти
Таким образом, сменяемость власти – это неотъемлемый элемент современной демократии. Это необходимый элемент любого динамично развивающегося государства, которое не боится отстать от постоянно меняющегося мира. Ведь новые политики лучше всего способны приспособиться к новым требованиям эпохи и лучше понимают их. Более того, даже те страны, что долгое время существовали при несменяемой власти, с развитием приходят к необходимости изменения этой ситуации.
Например, Южная Корея, где в XX веке существовал авторитарный режим, в конце 1980-х годов приняла демократическую конституцию и установила регулярную смену руководства. Несменяемость власти является эффективной лишь на короткой дистанции, к примеру, когда нужно преодолеть национальный кризис, но затем она начинает тормозить дальнейшее развитие государства.
И закончить статью можно перефразированной цитатой известного российского политического деятеля 1990-х годов Галины Старовойтовой:
«Политики – как подгузники, их нужно менять регулярно. По одной и той же причине».
Источник: https://newsprice.info/publications/skoroportyashhijsya-produkt-zachem-nuzhna-smenyaemost-vlasti/