Скорбные черви
serge_le — 28.05.2023Из жития преп. Пахомия Великого (+348), его же память ныне совершаем: «Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни"».
Но, святой был монахом и переживал за монахов. И его ученики были монахами и вместе со своим отцом переживали за себя и за судьбы выбранного ими подвига. Это объясняет узость обсуждаемой темы, но! Я же думаю, что в таких тенденциях нужно предвидеть развитие не только монашества, но и всего остального: брака, семьи, да и церкви в целом. У всех будет проблема с усердием, научением и адекватностью восприятия как действительности повседневности, так и Божественной Реальности, и всех коснется «страдание тяжкой жизни» – неприемлемых условий для выбранного подвига. И эта проблема с наставниками... Чёрт-те что будет всегда и всегда, хоть везде и всегда по-разному. Неизменен только Один Бог в Своей любви, милости и желания спасать. Поэтому, как бы ни было тяжело, не соблазняйтесь о Христе и в себе не отчаивайтесь: Богу возможно всё, а значит всё возможно и для вас. Как говорит Господь, «ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).
С некоторыми оговорками и в качестве утешения для себя можно и нужно сказать, что в нарастающих трудностях и скорбях мы должны видеть нечто парадоксальное: увеличивающиеся возможности, а не иссякающие – и здесь сатана хочет «как хуже», но не факт, что не получится «как лучше». У того, кому тяжело, разумеется, а не у сатаны...
Все, на что зло делает свою ставку, может быть обращенным и будет обращенным против него самого – начало становления этой традиции мы созерцаем в догмате о Воскресении Христа, а предчувствие ее возникновения — в таких пророческих мессианских образах, как «Червь, а не человек» (Пс.21:7) и «Муж скорбей» (Ис. 53:1-3).
Что с лицом, сатана?
|
</> |