Скорая политическая помощь
novayagazeta — 30.05.2014Помощник президента Владислав Сурков и заместитель секретаря Совета безопасности Рашид Нургалиев прибыли в Абхазию, где последние несколько дней не стихают митинги. Оппозиция требует отставки президента Александра Анкваба.
Сторонники оппозиции около здания администрации президента Абхазии |
Причиной экстренной высадки московского десанта на Черноморское побережье стал внутриполитический кризис, начавшийся четыре дня назад. Во вторник объединенные силы оппозиции собрали около 10 тысяч своих сторонников на Всенародный сход в центре Сухуми. Собравшиеся потребовали отставки президента, правительства, а также проведения конституционной реформы.
«Дату схода мы переносили более полугода, в надежде на то, что президент пойдет на диалог. Но встречных действий с его стороны мы так и не увидели, — открыл сход руководитель ветеранской организации «Аруаа» Виталий Габния. — Страна плывет по течению, опираясь исключительно на дотационную помощь, без понимания и плана развития на перспективу». Выступавшие говорили об экономических проблемах, социальной незащищенности и коррупции. Обвиняли президента Анкваба в диктаторских замашках («превратился в царя») и полнейшей недоговороспособности («не прислушивается ни к одному мнению»), которая привела страну на грань дефолта.
Абхазия действительно находится в непростом экономическом положении, которое так и не удалось выправить за последние 20 лет. Ежегодно Россия выделяет около миллиарда рублей дотаций (что составляет около 70% бюджета республики). Предполагается, что эти деньги идут на строительство дорог, школ и других социальных объектов. В прошлом году Александр Хлопонин, тогда еще полпред в СКФО, приезжал в Абхазию с инспекцией и остался доволен тем, как тратятся российские деньги. «Президент Анкваб и его высокопрофессиональная команда работают безупречно», — заявил Хлопонин. Однако сегодня оппозиция не согласна с такими оценками: «Большинство из этих дотаций идет на содержание высших органов власти и их приближенных», — заявил Виталий Габния, выступая на сходе.
Надо сказать, что большие надежды абхазы возлагали на Олимпиаду, а точнее — на масштабное строительство, до которого было «рукой подать» (Абхазию и Адлер, где возводились главные олимпийские объекты, разделяет только река). Абхазы рассчитывали поставлять щебень, в котором так нуждались олимпийские стройки. Однако надеждам так и не суждено было сбыться, во многом — из-за разрушенной инфраструктуры. Вкладываться в восстановление абхазского участка железной дороги «ради щебня» российская сторона посчитала излишним. В итоге Абхазию, так же как и остальной Кавказ, по «соображениям безопасности» всего лишь огородили колючей проволокой на несколько месяцев.
Митингующие требовали, чтобы президент вышел к ним. Однако Анкваб выйти к народу отказался. Тогда люди захватили здание администрации президента, а глава оппозиционных сил и давний политический соперник Анкваба Рауль Хаджимба объявил, что власть переходит к координационному совету оппозиционных партий. Сам же Александр Анкваб уехал в Гудауту, заручился там поддержкой руководителей силовых ведомств и объявил о попытке государственного переворота.
В таких драматических обстоятельствах в Сухуми и прибыли Сурков с Нургалиевым, которые в Кремле курируют российские взаимоотношения с Абхазией и Южной Осетией. Правда, когда год назад Путин назначал Суркова на эту должность, главным приоритетом в работе должна была стать Южная Осетия: микроскопический регион, стоивший российскому бюджету десятков миллиардов рублей «на восстановление», но по-прежнему лежащий в руинах после войны 2008 года. Теперь же оказывается, что за Южной Осетией и Олимпиадой кураторы проглядели большие проблемы маленькой Абхазии.
Два последних дня московские кураторы беспрерывно проводят встречи с президентом и его политическими соперниками в попытках убедить стороны договориться. Результат пока неутешителен: отступать никто не намерен.
Ирина Гордиенко
специальный корреспондент
|
</> |