Скользя по утреннему снегу...


Нагрянувшая в наши края зима с морозами и снегопадами дает повод вспомнить, как боролись с этой ежегодной напастью городские транспортные компании времен стимпанка. Разумеется, такая расточительная глупость, как очистка улиц от снега и льда, тогда никому не приходила в голову, поэтому с установлением снежного покрова езда на колесах становилась невозможной. Сперва для перевозки пассажиров по маршрутам омнибусов и конок использовали большие многоместные сани. Внизу - два примера таких саней - российские и американские образца 1860 года, ходившие в Нью-Йорке по Бродвею.


На заднем плане следующего рисунка - еще одни американские "суперсанки" из Бостона, вмещавшие до 40 человек и запряженные восьмеркой лошадей. Правда, это был развлекательно-прогулочный экипаж, сделанный в 1845 году в одном экземпляре.

Во второй половине XIX века транспортников закономерно посетила мысль о том, что незачем содержать два типа повозок для разных времен года, ведь для движения по снегу и льду достаточно просто менять колеса на лыжи. Пассажирские экипажи на сменном лыжном шасси получили распространение в Канаде, России, Скандинавии и в северных районах США.

Петербургская конка, переставленная с колес на на полозья.

Монреальский лыжный омнибус, снимок 1898 года. Судя по заледеневшим окнам и бороде кондуктора, морозы том году были суровые.

Американский пароконный лыжный омнибус 1892 года.

А такие лыжные омнибусы ходили в пограничном с Канадой штате Мэн.
Лишь в самом конце XIX века в некоторых городах озаботились приведением зимних улиц в соответствие с колесным транспортом. Кое-где появились вот такие конные "укатайки".

Или - первые, пока еще очень примитивные устройства для расчистки проезжей части. При этом снег просто сдвигался на обочины.

А на заставке - футуристическая открытка из вышедшего в 1912 году набора "Москва через 100 лет", Ее автор даже не предполагал, что столичные улицы в XXI веке будут чистить от снега и льда. Широкий проспект представляет собой гигантский ледяной каток, по которому несутся аэросани, причем почти все они - открытые. Фантазии художника не хватило, чтобы представить, что зимой можно ездить в тепле.
А если приглядеться, то слева можно заметить несчастного пешехода, которого через мгновение разрубит винтом, поскольку пропеллеры аэросаней не имеют никаких ограждений.
|
</> |