Сколько парковок делать в доме
gre4ark — 26.03.2019Не можете припарковаться у своего же дома? Дайте угадаю, в этом виноваты строители, архитекторы и чиновники? Вот если поменять нормативы и делать «1 квартира – 1 парковка», то всё станет лучше? Нет и нет. Это контринтуитивно, но чем меньше в городе норматив на обязательную придомовую парковку, тем лучше абсолютно для всех.
Россияне привыкли к халяве, всем кажется, что им кто-то обязан сделать парковку для их личного автомобиля. Этим больны как обычные горожане, так и чиновники. Это настолько популярное явление, что политики нескромно используют его для предвыборных кампаний. Исключения встречаются, но за пределами МКАДа это скорее статистическая погрешность.
За бесплатное кто-то платит
В мире не существует чего-либо бесплатного. Если с водителей не берут деньги на парковке, значит, это всё уже заложено в цену товара или деньги взяли из общего бюджета. Есть фундаментальный труд Д. Шоупа «Высокая цена бесплатной парковки», где на 751 странице всё это детально описывается с цифрами. Самое дешёвое парковочное место, которое будет сделано где-нибудь на пустыре и на ровном месте, с учётом проектирования, материалов и работ будет стоить минимум 4 000 $. Это за клочок земли 2,5х5,5. Если же нужно выравнивать землю или это место находится в центре, где цена квадратных метров стоит намного дороже, цена возрастает многократно.
По моим данным, сейчас в Москве 1 кв.м. подземного паркинга стоит около 65 000 рублей, или порядка 2 000 000 за место. Это очень дорого, поэтому внеуличные паркинги – редкость для России. Но важно другое: их практически никто не покупает из-за возможности кинуть машину на тротуаре, газоне или в другом бесплатном месте.
Последствия
Теперь давайте на секунду включим фантазию и представим последствия нормы «1 квартира – 1 парковка» в жизни.
- Застройщики должны это соблюдать, иначе им не выдадут разрешение или придётся платить взятку.
- За бесплатные места придётся платить всем жителям, потому что конкретные люди ещё не готовы платить за парковку у дома (в большинстве случаев).
- Подземные паркинги никто строить не будет – это очень дорого, даже размазывание затрат по всему жилью не поможет – ценник за кв.м. будет сильно выше рынка.
- Застройщику придётся делать асфальтовые поля парковок вокруг дома, при этом проект должен хоть как-то окупаться – придётся строить ввысь для нагона плотности, а вокруг делать поле парковки.
- Застройщик будет адски экономить на самом жилье, чтобы хоть как-то удержать цену.
- Среда для жизни будущих жильцов будет ограничена машиной и квартирой, о безопасном дворе придётся забыть.
- Получаем город для машин, где для людей просто нет места.
Или можно съездить в Тюмень и увидеть результат подобного популистского решения. Это не город, это большая деревня:
Для сравнения, рядом есть Екатеринбург, где одни из самых низких показателей необходимого обеспечения жилья парковками:
Если ввести требования строить много парковок, то за это придётся платить всем жителям. Даже если у вас нет машины, всё равно парковка будет включена в цену квартиры. Это несправедливо.
Жильё станет дороже, а его качество – хуже. Архитектурные излишества будут лишь в виде разметки на парковке.
Городская среда станет агрессивной для детей, стариков, мам с колясками и всех прочих людей без машины. О хорошем благоустройстве или озеленении можно будет забыть.
Транспортная ситуация станет ещё хуже, потому что город будет неприспособлен для передвижения человека вне машины. Чтобы дойти до остановки, придётся преодолевать асфальтовую пустыню.
Может, город должен строить паркинги и продавать места без наценки? В Москве пробовали, но эксперимент признали неудачным: очень дорого даже для столицы и малая заполняемость. Получалось опять субсидирование городом отдельных лиц. В итоге был усвоен урок и сделан правильный вывод: сегодня город не строит паркинги, но помогает инвесторам с площадкой.
Как у них
Во Франции за дополнительные парковочные места нужно платить дополнительный налог, который идёт на развитие общественного транспорта; в Лондоне дом получит премиальный статус лишь при 0 собственных парковочных мест; в Мехико тоже недавно отменили обязательный минимум.
Есть Израиль, где на новую квартиру должно быть 1-2 места, но владелец получает право собственности: место можно сдавать в аренду, продавать или поставить диван и пить пиво. Не самая передовая практика, но хотя бы честно к покупателям получается.
Даже в небольшом (это не так, но да ладно) Амстердаме бесплатной парковки нет: можно отстоять очередь и получить резидентское разрешение за 150 евро в год на парковку в своём районе, но только если в вашем доме вообще нет парковок, а если есть – арендуете или купите место там, резидентского разрешения вам не дадут. Подобная практика распространена во всей стране, но конкретное количество мест хранения машин для новых домов определяется муниципалитетом. Правило лишь одно – бесплатной парковки в городе нет.
Если же район проектируют с нуля, то количество мест закладывают в единый мастер-план, места размещают на этапе проектирования, застройщиков к решению этого вопроса не подпускают. В копенгагенском Орестаде, например, специально занизили число парковочных мест для пропаганды общественного транспорта и велосипеда для поездок. Практически вся парковка (90% мест) находится в 17 паркингах: только там местные жители могут арендовать место для своей машины за 8 тысяч рублей в месяц.
Район Хаммарбю Щёстад в Стокгольме: парковку на 12 000 квартир обеспечили 4000 мест в паркингах и 3000 на улице. Справочно: уличная парковка для местных в Стокгольме стоит 1940 – 7120 рублей.
Что делать
Выход из ситуации простой: ввод платы за парковку на городской земле и отмена минимального порога по парковкам. Спрос на машиноместа сделает строительство паркингов выгодным, но за них придётся платить аренду или брать кредит на покупку места. Звучит ужасно, но неужели вам при покупке машины обещали бесплатную парковку или вы читали что-то подобное в конституции или где-либо ещё? Если вам некуда ставить диван в квартире, то вы его не покупаете – здесь такой же принцип, а уехать всегда можно на такси.
У застройщиков появится возможность при том же бюджете вкладывать больше денег в благоустройство или архитектуру, или же вообще снизить цену за метр – от этого выиграют все жители без исключения.
Сурово? Да. Но решения лучше и эффективнее ещё никто не придумал. Исключение есть лишь одно: парковка для инвалидов всегда бесплатная, ведь им без этого действительно сложно жить.
Поделиться записью:
Посты про парковку | |||
Эволюция парковки | Клиентоориентирование парковки | Цена бесплатной парковки | Как мы парковки считали |
Куда мы денем все эти машины? Три шага. | Делай уличную парковку правильно |
|
</> |