складывал их гармошкой и подклеивал
antimeridiem — 19.09.2022 Показалось, что осень подходящее время для чтения Пруста. На этот раз покупать ничего не пришлось, эта книга ждала своего часа ровно тридцать лет. Приглядевшись к ней, понял, что издатели экономили бумагу и набрали мелко и плотно. Ну и с прочими особенностями печати 90-х годов. Но отступать было уже некуда, хотя и так ломаные глаза ломаются дополнительно. Ладно.Как нам тут сообщают:
«Марсель Пруст не успел довести работу над «Пленницей» до сдачи рукописи в набор. Помимо многочисленных подготовительных набросков в своих рабочих тетрадях, он подготовил беловую рукопись книги, испещрив текст многочисленными поправками, дополнениями на полях и вставками на отдельных листках (эти вставки бывали подчас весьма обширны, и писатель складывал их гармошкой и подклеивал к соответствующему листу тетради). Он отдал эту рукопись в перепечатку. Получив её начало, Пруст сильно выправил его, что потребовало новую сплошную перепечатку. В эту вторую машинопись было внесено, как обычно у Пруста, так много исправлений, вставок и т. п., что была сделана третья машинопись. Её писатель успел выправить лишь в некоторых местах. Тем самым работа над подготовкой окончательного текста завершена не была, что повлекло за собой отдельные противоречия в развитии сюжета».
«... те, кто узнает достоверную черту из жизни друга, тотчас же делают неправильные выводы и этому новому для них явлению дают совершенно неверное истолкование».
(Марсель Пруст, «Пленница»)
Да, да, да. Поднабравшись опыта, можно предсказывать такие «совершенно неверные истолкования» и сопровождать «достоверные черты» из своей жизни дополнительными разъяснениями, уточнениями, другими примерами из жизни и прочим. Снабжать текст эдакими приклеенными гармошками примечаний. Но едва ли это поможет. Ну, во-первых, кто эти гармошки будет читать? Ну а во-вторых, все так или иначе стремиться классифицировать своего ближнего, что доставляет особое удовольствие. А попытки понять — это необходимость себя переделать. Никому не нужно.
|
</> |