скептики будут посрамлены

Посетили с А.А.Тимофеевским кинокартину Н.С.Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние". Встретились, так сказать, с прекрасным.
Что я хочу сказать по этому поводу?
Во-первых, я плюю в кинокритику.
Кроме того, я плюю в "либеральную интеллигенцию".
А еще я плюю в "общественное мнение".
И в результаты кассовых сборов я тоже плюю.
Никита Сергеевич Михалков сделал ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ФИЛЬМ.
Два с половиной часа ты сидишь и смотришь "на одном дыхании". И не понимаешь только одного: как ты мог верить всей этой шняге, которую писали по этому поводу в СМИ и ЖЖ??
А теперь по порядку.
Для начала, там просто очень много отдельных замечательных сцен.
Сцена с сиськами изумительна. Сам финал с голой Надей и мертвым солдатом на фоне непонятных, но грандиозных военных руин - красив невероятно.
Сцена с кремлевскими курсантами и штрафбатом - совершенно прекрасна. Она длинная, наверное, полчаса, и это вообще лучшее, что есть в фильме, уже ради ее одной это кино надо смотреть.
Хороша и сцена на мосту. Очень хорош и Сталин в исполнении моего любимого артиста Максима Суханова. Хороша и сцена в воде, с миной и крещением. И Евгений Миронов отличный. И еще много там всяких удач, больших и маленьких.
Далее, замечательна трактовка войны.
Война у Михалкова - это практически Виктор Петрович Астафьев (с легкой примесью Тарантино, это правда).
Война как этакий босхианский ад и комедийно-жуткий макабр, война как хаос и бессмысленная резня, в которую не только русские, но даже и немцы вовлекаются против своей воли, и от которой есть только одно спасение - чудо и Божья помощь.
И, уж конечно, нелепы претензии тех, кто упрекает Михалкова в "исторической неправде" и т.п.
Фильм этот - вообще не "реалистический", не "психологический", это в каком-то смысле средневековое искусство, это мрачный карнавал, а не "Станиславский". Упрекать его в нехватке "правды жизни" - значит самым кретиническим образом не понимать тех художественных законов, по которым здесь все сделано.
А в рамках этих законов все хорошо и все "работает" - и паруса над танками, и бомбардировки вилками и ложками.
Идеологически, кстати, картина в высшей степени антисоветская, антисталинская, да и "антипатриотическая" в том смысле, в каком понимают "патриотизм" наши патриоты.
Но только это абсолютно несущественно.
А вот что существенно - так это то неожиданное, но очень правильное сочетание комедии и жути, пронзительности и макабра, которого Михалков добивается.
Гротескное погружение в ад - вот что такое "Утомленные солнцем-2".
Пожалуй, самым точным слоганом к фильму было бы чернолукичевско-егорлетовское: "будет весело и страшно".
Есть, конечно, очень неудачная линия потасканного и плохо играющего Меньшикова, которую лучше было бы вообще вырезать. Есть несколько мест с очень надсадным символизмом и пересолом по части пафосных метафор. Есть некоторая фрагментарность и нехватка цельности - отчасти извиняемая, впрочем, наличием второй серии.
Но в остальном - я вышел из зала впечатленным и сконфуженным от того, что я думал про Михалкова раньше.
Получилось в каком-то смысле как в "Театральном романе" - помните, там Булгаков долго издевается над основателем Независимого театра, а потом Максудов сидит на репетиции и смотрит на то, как все подают платок.
И тут выясняется, что лучше всех платок подает сам Иван Васильевич. И что вообще он - замечательный артист.
Вот так и тут.
Идите и смотрите, короче.
И никого не слушайте.