Yablor.ru - рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.
Фототоп - альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.
В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.
Пришел декабрь, началась настоящая зима с настоящии морозами и
морозным сказками. Давайте вспомним один из любимых зимних
сказочных фильмов и посмотрим на костюмы из "Морозко" (1964)
великого режиссера-сказочника Александра Роу.
Как снимали фильм и создавали красочные и незабываемые
образы? В том числе художник по костюмам Евгений
Галей.
Главную женскую роль - Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья
Седых.
Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках
было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры
создавали при помощи клея.
Кадр из фильма "Морозко", Наталья Седых — Настенька
"Юная балерина, актёрского опыта нет да ещё пищу, словно мышь (так
говорили некоторые представители худсовета). Александр Роу настоял
на моей кандидатуре, но сказал гримёрам: "Сделайте с ней
что-нибудь, а то она выглядит совсем как ребёнок". Глаза мне
накрасили синими тенями, губы сделали ярко-алыми, а для зимних сцен
создавали белоснежные ресницы. Вот это был настоящий кошмар! Роль
инея играл… клей, которым обычно клеили усы и бороды актёрам. До
сих пор с ужасом вспоминаю, как сдирала его с ресниц".
Костюмы главных героев выполнены в древнерусском стиле
допетровской эпохи - XVII векa (смотри пост Как в фильмах ходят козырем и гоголем). Так в
XVII веке одевались купцы и боярe.
Кадр из фильма "Морозко", Наталья Седых — Настенька,Эдуард Изотов — Иван
Костюмы Ивана и Настеньки на выставке
Голубой полушубок Настеньки с меховым воротником-стойкой
сшит из узорной переливающейся парчи, декорирован аппликацией и
жемчугом. Красный кафтан Ивана с меховым воротником сшит из
бархата и также украшен аппликацией, шнуром, жемчугом и
"самоцветами". Сейчас эти костюмы хранятся в музее
Мосфильма и их можно увидеть как в экспозиии музея, так и на
различных выставках, но красный костюм Ивана выглядит чуть-чуть
иначе, не как в фильме "Морозко", так как позже его слегка изменили
для фильма "Огонь, вода и медные трубы".
Слева костюм в "Морозко" (1964), справа - в "Огонь, вода и
медные трубы" (1968)
Из-за дефиципа костюмы часто иcпользовались в фильмах
повторно, слегла перешиваясь - пришивались новые пуговицы или
воротник, одежда укорачивалась
Судя по сохранившимся эскизам, Галей предлагал для Настеньки
объемную длинную шубу, крытую красной тканью, с голубой меховой
опушкой и длинными же, до пола, разрезными сверху рукавами.
Слева эскиз костюма Настеньки из фильма "Морозко". Художник
Евгений Галей. Справа голубой полушубок Настеньки из "Морозко" на
выставке костюмов Мосфильма
Но в итоге Настеньке достался более скромный полушубок.
Кстати, в жизни (костюм выставлялся на нескольких выставках) он
совсем небольшого размера, но смотрится на актрисе, словно велик ей
минимум на пару размеров. Скорей всего, отказ от яркого
красного цвета был вовсе не случайным, так как не вписывался в
более мягкую и светлую цветовую гамму гардероба героини.
Кадр из фильма "Морозко", Наталья Седых — Настенька
Будничный сарафан Настеньки – голубой, с вкраплениями белого и
красного, а свадебный - нежно-розовый с золотой отделкой.
Слева эскиз костюма Настеньки из фильма "Морозко". Художник
Евгений Галей. Справа Настенька в костюме
Сама героиня такая же – нежная, да мягкая, а активный красный
диссонировал бы с ее образом.
И наоборот, насыщенный красный цвет кафтана на Иване смотрится
вполне уместно. Его свадебный голубой кафтан делают более ярким
отделка красным и желтым. В итоге получается довольно интересная
параллель - герои как бы меняются цветами: красный зимний кафтан –
голубой полушубок, голубой кафтан – розовый сарафан.
Кадр из фильма "Морозко"
Кадр из фильма "Морозко"
Обычная, не свадебная одежда Иванa - не броская. Хотя в начале
фильма парень нарочно изображён нарциссом, помешанным на своей
красоте: если бы сейчас вздумали делать ремейк сказки "Морозко",
Иван, конечно, не в зеркальце бы поминутно заглядывал, а в смартфон
- для инстаграма беспрерывно фоткался.
Слева кадр из фильма "Морозко", Эдуард Изотов — Иван. Справа
эскиз костюма Ивана из фильма "Морозко". Художник Евгений Галей
Что касается Настеньки, то голубые и синие одежды для
положительных главных героинь – любимая "фишка" у Роу и не только у
него. Одна из первых здесь - Катенька из "Каменного цветка" Птушко.
В последующих фильмах Роу: Оксана из "Вечеров на хуторе близ
Диканьки", Марья-искусница, Варвара из "Варвара-краса, длинная
коса".
Вообще голубой и синий стал популярен в нашей стране, да и в
европейских странах довольно поздно. "Модa" на него началась с
голубого покрывала Богоматери на западноевропейских витражах XII
века, следом французские короли сделали своим гербом золотую лилию
на лазурном фоне. Но мода на синий в одежде охватит Европу только с
XVII-XVIII веков, с появлением красителя индиго, а в России – в
XVIII с Петром I. В запасниках наших музеев можно увидеть
невероятно роскошные парчовые сарафаны голубого и синего цветов
XVIII и XIX веков.
Почему голубой/синий стал популярным цветом для положительных
сказочных красавиц? Скромный, невызывающий (не зря его одобряли
протестанты), строгий, практичный (униформа часто бывает синей) и в
тоже время неземной (небо и вода синие, в противовес коричневой
земле).
Инна Чурикова — Марфушка, сводная сестра Настеньки
В "Морозко" неброский сарафан Настеньки замечательно контрастирует
с образом Марфушеньки: грязно желто-красный сарафан с аляпистым
узором и карикатурно-яркий балаганный грим. Конечно, Марфушенька в
гениальном исполнении Чуриковой – это жемчужина не только
"Морозко", но и всех сказок Роу, но вообще "обаяние зла" - одна из
черт режиссерского стиля.
Инна Чурикова — Марфушка, сводная сестра Настеньки
Контраст между героинями не только на уровне цветовой гаммы и
грима, но и в силуэте. Фигуру тонкой и звонкой Настеньки
подчеркивает облегающий сарафан, в то время как подчеркнуто-широкий
сарафан Марфушки создает ей рыхлый, бесформенный силуэт.
В отличие от Настеньки Марфушу гримёры изуродовали: сделали ей
бесцветные ресницы, сальные волосы, нарисовали крупные конопушки...
"Помню, когда Инна увидела себя в зеркале, она чуть не
расплакалась: "Неужели я такая страшная? Я же теперь никогда замуж
не выйду!" - рассказывает помощник режиссёра. - Инна тогда была
студенткой театрального училища, и это была одна из первых её ролей
в кино. Впрочем, Инна брала не красотой, а потрясающим юмором,
талантом, очарованием. На съёмках в смешную Марфушу влюбилась вся
съёмочная группа"
Инна Чурикова — Марфушка, сводная сестра Настеньки
Ещё один важный персонаж любой сказки Роу - Баба-яга в
исполнении Георгия Милляра. В "Морозко" он изобразил бабушку в
восьмой раз, а ещё сыграл роль одного из разбойников и озвучил
петуха в картине. "Если в "Василисе Прекрасной" моя бабуля - этакая
дачница с повязочкой на голове, то в "Морозко" она уже постарела:
подряхлела, ослабла, да и радикулит её замучил", - говорил Милляр.
Георгий Францевич сам придумывал свой образ, изобретал ужимки,
походку, реплики Бабы-яги.
Георгий Милляр — Баба-Яга
Получая роль, Милляр в своих "почеркушках" рисовал героя, не ожидая
эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем
костюма и грима своих персонажей. В работе над ролью он шёл от
внешней характеристики: "Сначала я вижу фигуру, грим, костюм,
походку, позже приходит речь. С текстом обращаюсь жестоко, фильтрую
его, избавляясь от многословия. Роль "прорезывается“ по кускам, а
не в сюжетном порядке. Как ни странно, так "монтировать“ роль я
приучился ещё в театре, и это облегчило мне работу в
кинематографе".
Ему пришлось пережить немало трудностей. При 30-градусном морозе
актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов,
и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода.
Георгий Милляр — Баба-Яга
Для Бабы-Яги в лесу соорудили деревянную избушку,
приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую,
танцующую, сделали из поролона.
Для спецэффектов того времени, поролон был незаменимым
материалом. Экшн-сцена с трухлявыми пнями тоже снята при помощи
поролона и мастерской операторской работы.
Кадр из фильма "Морозко". Костюмы трухлявых пней из поролона
Изготовленные из поролона костюмы трухлявых пней, напавших на
Иванушку, выглядят вот так. Оленегорские статисты даже в
легких костюмах из декорированного поролона весили немало, и
Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как
требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках.
Отдельно надо сказать про Морозко. Хоть фильм и не новогодний,
а главный герой зовется Морозко, а не Дед Мороз, тем не менее,
Морозко стал самым первым условным Дедом Морозом в советском
кинематографе.
Мультфильмов с Дедом Морозом к этому времени сняли уже массу:
"Дед Мороз и серый волк" (1937), "Елка" (1942), "Зимняя
сказка" (1945), "Новогодняя ночь" (1948), "Когда зажигаются
ёлки" (1950), "Снегурочка" (1952), "Снеговик-почтовик"
(1955), "Чудесный колодец" (1956), "Новогоднее путешествие"
(1959).
А вот фильм был один, снятый именно по этой сказке еще в 1924 году,
и там Морозко выступал неким лесным духом довольно страшного вида,
с новогодним дедом Морозом его ну ооочень трудно было
ассоциировать.
В отличие от Морозко Роу, которого режиссер сделал очень похожим
именно на Деда Мороза.
Слева кадр из фильма "Морозко", Александр Хвыля — Морозко
Справа эскиз костюма Морозко из фильма. Художник Евгений
Галей
Примечательно, что шубу Морозко сделали голубой. Если в самом
начале создания образа вообще с одеждой Деда Mороза не могли
определиться, то всю вторую половину XX века шла некая борьба между
выбором красной шубы или синей. Подробнее было здесь
Как
шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это
Костюм Морозко не похож на советский дедморозовский, он как и
костюмы главных героев сделан в традициях боярского костюма
XVII века
Кадр из фильма "Морозко"
Едва выйдя в прокат, "Морозко" набрал невероятный рейтинг, а
Александр Хвыля, сыгравший Морозко, стал главным Дедом Морозом
страны и вел отныне все елки в Кремле.
Галина Борисова — Старичок-Боровичок, лесной колдун. Эдуард
Изотов — Иван
Ну и еще один сказочный герой "Морозко", мимо которого пройти
абсолютно нельзя - Старичок-Боровичок. Про этого персонажа не
только в фильме, а вообще, я писала отдельный пост, повторяться не
буду Волшебный Боровик
Кстати, много лет в Чехословакии, теперь — в Чехии и Словакии,
сказку "Морозко" показывают по телевидению на Новый год. Она стала
своего рода приметой Новогоднего праздника, примерно как в России
фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
А еще в Чехии производится сорт мороженого "Морозко"
(по-чешски "Mrazík")
Здравствуйте, дорогие девушки. Вот я и отстрелялась. Вторые роды были очень быстрые, сама не заметила, как ребенка плюхнули на живот. Подробности потом, а сейчас вопрос к вам. Многие из вас рожают не первого и даже не второго ребенка, и у вас большой опыт в использовании различных колясок. ...
Оборвали последний мангольд на огороде и сообразилось такое вот блюдо. Было настолько вкусно, что на аромат набежал ребенок и срубал треть моей порции, а вечером еще и папу раскулачил немного). Вот люблю я нашу украинскую домашнюю колбасу во всех видах, хоть холодную, хоть горя ...
Обратил внимание, что многие ратуют за объединение "всех здоровых сил" или всех настоящих коммунистов... Только они забывают, что буржуи на такое объединение закрывать глаза не будут. Мало того, они ему с удовольствием поспособствуют, но: 1. Будут вербовать и подкупать лидеров, ...