Как в фильме "Двенадцать месяцев" (1972) смешали славян с Андерсеном
nash_dvor — 29.11.2023Как и многие советские сказки в 1970-е годы этот фильм снимался не на природе а в павильоне, поэтому и город, и лес, и снег, и деревья не просто искусственные - они даже нарочито-ненастоящие, сказочно-театральные.
"Западнославянский" (чешский, словацкий) сказочный город выглядит как Скандинавия
Не только декорации М. Щеглова и костюмы художницы по костюмам Татьяны Милеант, варьирующие мотивы западноевропейских повседневных форм, но и сказочные персонажи типа Профессор, Канцлер и Гофмейстерина, создали в фильме яркую атмосферу "заграничья" и "европейскости". В фильме много аллюзий на уже знакомые сказки - на "Золушку", на "Снежную королеву", на "Пеппи Длинный Чулок"
В пьесе Маршака одежда Падчерицы описывается как "рваный платок, старая кофта, стоптанные башмаки, грубые рукавицы", а одежда Мачехи и Дочки вообще никак не упоминaется, кроме собачьих шуб, которые им подарили Двенадцать месяцев. Поэтому у Татьяны Милеант была полная свобода творчества
Ольга Викландт — Мачеха и Марина Мальцева — Дочка
В целом экранизация не столько поддержала заявленное Маршаком обращение к западнославянской культуре, сколько преобразила его в абстрактную западноевропейскую ауру
Марина Мальцева — Дочка и Татьяна Пельтцер — Гофмейстерина
Мачеха и дочь принарядились во дворец. Мне лично это сильно напоминает "Золушку"
По сюжету и сказочным архетипам сказка "Двенадцать месяцев" сильно напоминает "Морозко" (1964) - сверхестественные силы насылают на сиротку в лесу испытания, а когда она их успешно проходит, награждают ее богатыми дарами. При этом основное отличие - в совершенно нехарактерном для русской народной сказки условнoм "леснoм братствe", которое, впрочем, в русский сказочный мир приносилoсь из западного через сказку авторскую, тем же Пушкиным еще до Маршака. ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")
И поскольку действие сказки происходит в новогоднюю ночь, то совершенно естественно, что братья-месяцы в рамках уже советских традиций в чем-то сливаются с ключевыми фигурами новогодних ёлок.
Борис Рыжухин — Январь
Александр Афанасьев — Февраль, Наталья Попова — Падчерица и Андрей Босов — Апрель
Белая шубка и белая с серебром шапочка делают переодевшуюся Падчерицу похожей на типичную "елочную" Снегурочку. Оставаясь простой смертной девушкой, она получает наряд, приличествующий женскому сверхчеловеческому существу. Связь со сверхчеловеческим началом и сакральной сущностью леса была задана в образе Падчерицы изначально: в прологе она слышит разговоры животных, понимает их язык, что не доступно более никому из людей и указывает на ее избранность, как и легкое попадание на волшебную поляну.
Андрей Босов — Апрель и Наталья Попова — Падчерица
Советские новогодние открытки с Дедом Морозом и мальчиком - Новым годом
В фильме от этих образов отошли, летние и весенние месяцы сделали молодыми людьми примерно одного возраста, но не совсем еще юношами. И одежду разноцветной и разной делать не стали (в отличие от мультфильма 1956 года). Все месяцы одели примерно одинаково в некое подобие шинелей с вышивками и аппликациями, соответствующими месяцу/времени года
Наталья Попова — Падчерица, Борис Рыжухин — Январь, Александр Афанасьев — Февраль
Александр Гаврилов — Март
Андрей Босов — Апрель и Наталья Попова — Падчерица
Виктор Перевалов — Май (все узнали мальчика из "Марьи-искусницы"?)
Слева Сергей Дворецкий — Июль, в центре Виктор Семёновский — Июнь весь в ромашках, Андрей Босов — Апрель
Андрей Босов — Апрель и Николай Кузьмин — Ноябрь
Леонид Куравлёв — Старый солдат и Наталья Попова — Падчерица
Леонид Куравлёв — Старый солдат и Лиана Жвания — Королева
Очень интересен противоречивый образ Королевы. С одной стороны, она деспотична, неразумна и легкомысленна, с другой стороны она тоже еще очень молода, к том же сиротка. Нет над ней родительской власти организовать воспитательный процесс. Ну не Профессор же рохля может Королеве перечить?
Николай Волков-старший — Профессор и Лиана Жвания — Королева
Нежелание Королевы замыкаться в прозаически-деловом, будничном пользовании властью и некие страдания из-за отсутствия ровесников в окружении (вокруг Королевы одни старики) рождают бунтарский дух типичного продростка.
Лиана Жвания — Королева
Но при этом Королева обаятельна и наделена недоступной зрелым людям прихотливой и беспредельной изменчивостью настроений, интересов, желаний.
Королева, например, пожелала отменить природную череду сезонов и учредить апрель вместо января.
Татьяна Пельтцер — Гофмейстерина и Лиана Жвания — Королева
Слева: "Приключения в городе, которого нет " (1974) Справа: "Пеппи Длинныйчулок" (1984).
Прямой зависимости в образах нет, эти фильмы вышли позже "Двенадцати месяцев", но интересна сама суть Королевы, на кого она похожа поведением. Пеппи Длинный чулок - кандидат номер 1.
Татьяна Пельтцер — Гофмейстерина в "элитной" шубе. Кстати, абсолютно андерсеновский образ.
Шуба — один из важнейших предметов одежды в советские времена, когда климат был более суровым, чем в наши дни, а денег на покупку шубы у рядового советского человека могло и не быть. Саму же шубу часто надо было "доставать" неофициально, а в свободной продаже шубы имелись отнюдь не всегда. К тому же у шубы в зависимости от меха имелся статус. Одно дело шуба из кролика или даже и каракуля, а совсем другое - из норки.
Наталья Попова — Падчерица, Марина Мальцева — Дочка, Ольга Викландт — Мачеха, Лиана Жвания — Королева
Лиана Жвания — Королева, Татьяна Пельтцер — Гофмейстерина
Вершина статусной шубной пирамиды в сказке и знак приобщения к вершине социальной иерархии или знак связи с волшебными силами - обещанная Королевой "бархатная шуба на седой лисе". А в самом низу статусной шубной иерархии - собачьи шубы, которые достаются в конце концов Мачехе и Дочке
Сундук с подарками, включая вожделенные шубы
|
</> |