Сказано

1. Зайца можно научить курить, а человека – писать. Получается выдувать дым - вот и молодец. "Хорошая проза". Когда-то говорили - "произведение". Потом стали говорить - "текст". Теперь - "проза". Произведение - это поступок. Текст - вещь. Проза - способ.
2. Что такое "русская классическая литература"? На первый взгляд - историческое, нормативно-оценочное понятие. Сумма произведений, созданных в определенное время и максимально высоко оцененных читателями. Но почему в корпус русской классики не вошли, например, горячо любимые современниками повести Бестужева-Марлинского или романы Арцыбашева? Почему никогда не станут классиками русской литературы Сорокин или Пелевин?
3. Потому что русская классика - понятие не оценочное. И даже не историческое. Русская классическая литература - это жанр.
4. Ну вот например: Алексей Толстой, автор "Аэлиты", к жанру фантастической литературы отношение имеет, а Лев Толстой - нет. Это не хорошо и не плохо. В жанре классической литературы автор "Хождения по мукам" тоже оставил след - хотя это отнюдь не уравняло его с "настоящим" Толстым.
5. У русской классической литературы, как у любого жанра, есть свои необходимые признаки. Если мы обнаруживаем их в конкретном произведении, значит, оно является классикой - нравится это нам или нет. И наоборот, если мы не обнаруживаем этих признаков в произведении сколь угодно талантливом, масштабном или прославленном - русской классикой оно никогда не станет.
6. Вот эти признаки. Эпоха описывается в ее историческом становлении. Психологический рисунок личности определяется ее социальными обстоятельствами, а не индивидуальной экзотикой или философской модой. Обстоятельства опознаются как типические. Конфликт сопряжен с решением общезначимой нравственной задачи. Пафос тяготеет к трагическому - конфликт разрешается ценой существенных для героя потерь. Изображаемое важнее изображения. Отношение автора к героям основывается на трех китах. Уважение. Любовь. Сострадание.
7. В авторском отношении к изображаемой действительности не должны преобладать сентиментальность, ирония, презрение, вызов, растерянность, любопытство, усталое равнодушие, элегическая отстраненность, брезгливость, брюзгливость, самодовольство, восторженность, злоба или юмористическое добродушие. (Это полный перечень современных "авторских масок" - или я что-то забыл?)
8. Писатель не может находиться "выше", "ниже" или "в стороне" от героя. Любое неравенство превращает их отношения в игру, а классик всегда серьезен. Так серьезен человек, осознающий свою ответственность и не стремящийся ее избегнуть.
9. Есть люди, которые живут - как работают. А есть другие, для которых жизнь - созерцание. Или праздник. Или сплошная мука. Все эти люди могут писать по-русски. Но первые становятся классиками. Все остальные - нет.
10. Русская классическая литература существует не для удовольствия, а для опыта. Это бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Интегральное исчисление. Художественная форма здесь - интеграл.
11. Важно "как" - если важно "что". А если пища не прибавляет сил - вкус значения не имеет.
(Перечисления мои, у Пирогова всё рулоном. Но я думаю,что так покрепче - Л.Б.)
Мне - очень нравится. Правильно пишет товарищ.
|
</> |