Ситуативная этика или как люди становятся ворами
olegmakarenko.ru — 19.10.2019Я считаю себя порядочным человеком. Это важная часть моего самоуважения: в отличие от бедолаг, которые считают себя хорошими, так как они, например, имеют «правильную» национальность или регулярно жертвуют деньги профессиональным нищим, я могу опереть самооценку на более существенные материи.
Так, к примеру, я тщательно слежу за соблюдением договоров. Если я заказываю в ресторане ужин за тысячу рублей, я считаю своим долгом проследить, чтобы я получил свой ужин, а ресторан получил свою тысячу рублей (или больше, если обстоятельства к тому располагают). Я буду одинаково недоволен, если я не получу ужина, или если ресторан не получит денег. И в том, и в другом случае я постараюсь восстановить справедливость: стребовав своё или перечислив по нужному адресу чужое.
Вместе с тем, вспоминая некоторые моменты из прошлого, я понимаю, что человек слаб, и что иногда, как верно заметил классик, мы ошибочно принимаем удачные обстоятельства за твёрдость своего характера. Легко быть честным человеком, когда тебя никто не соблазняет деньгами, женщинами, властью и прочими благами, которыми писатели искушают обычно своих героев!
Вот ещё один фрагмент из той самой книги Дэна Кеннеди «Жёсткий менеджмент», на которую я недавно ссылался. Пользуясь случаем посылаю пламенный привет и наилучшие пожелания защитникам копирайта, из-за алчного жлобства которых я вынужден был сейчас вместо нажатия Ctrl+C и Ctrl+V перепечатать фрагмент книги вручную:
Допустим, вы пришли в продуктовый магазин кое-что купить. Вы ходите с покупками, садитесь в машину и понимаете, что вам случайно дали сдачу на 200 рублей больше. Пойдёте ли вы в магазин вернуть деньги? Почти любой пойдёт.
А теперь представим, что вы пришли в магазин с двумя сыновьями-шестилетками, у которых давно настал час дневного сна. Вы припарковались далеко от входа, в магазине полно народу. Вернувшись с покупками в машину, вы понимаете, что вам дали 200 лишних рублей сдачи. Пойдёте ли вы отдавать 200 рублей?
Вы в продуктовом магазине со своими шестилетними близнецами, которые капризничают и хотят спать. Вы припарковались далеко от входа, в магазине толпа. Дождь льёт как из ведра. Когда вы достаёте пакеты из тележки, один из них рвётся, и несколько покупок падает в лужу. Сев, наконец, в машину, вы понимаете, что кассир выдал вам 200 лишних рублей сдачи. Пойдёте возвращать?
Вы в продуктовом, ваши шестилетние близнецы хнычут, машина стоит далеко от входа, в магазине толпа. Дождь льёт как из ведра, у вас порвался пакет, несколько покупок упало в лужу. Кассир вам нагрубил. Вы уже на полчаса опаздываете домой, где нужно всё подготовить к празднованию дня рождения ваших близнецов. Усевшись, в конце концов, за руль, вы обнаруживаете у себя 200 лишних рублей сдачи. Идём обратно?
В какой-то момент вы начинаете думать примерно так: «Вообще-то отсчитывать сдачу — не моя работа. И 200 рублей для этого магазина ничего не значат. Боже мой, я так много трачу в этом магазине, я у них постоянно покупаю, не беда, если я не верну эти 200 рублей».
Я уверен, что вы считаете себя честным, этичным, высокоморальным человеком. Но в этом примере вы только что украли деньги и оправдали свой поступок, ни на миг не перестав считать себя честным, этичным, высокоморальным — пока я всё не испортил. Здесь-то и зарыта собака. Любой из нас найдёт способ оправдать свои дурные поступки и не считать себя ни лжецом, ни мошенником, ни вором.
Так вот, коллеги, вопрос. Как бы вы поступили с этими злосчастными 200 рублями сдачи? Вернулись бы возвращать кассиру? Оставили бы себе? Пожалуйста, не придумывайте разные уклончивые ответы типа «сохранил бы чек, пришёл бы на следующий день и попросил бы отдать деньги кассиру, фамилия которого отпечатана на чеке». Будем считать, что уклончивый ответ в этой ситуации означает «оставил бы деньги себе, но при этом оправдал бы себя самым хитрым и креативным способом».
|
</> |