Автокоммунизм, кислотные дорожные знаки и презумпция виновности водителя
olegmakarenko.ru — 15.10.20191. Бывает так, что коммунизм нечаянно нагрянет, когда и где его совсем не ждёшь. Если какого-то привлекательного товара заведомо не хватает на всех, то это не коммунизм, хоть ты тресни, ибо ключевой принцип «каждому по потребностям» не соблюдён. Граждане гонятся за дефицитом и отдают все свои сбережения за модные тряпки или плохо обработанные напильником железки. Однако как только происходит насыщение рынка, всё резко меняется.
Привлекательность того, что и так есть у всех (или у всех, кто действительно этого хочет), резко падает. На этом фоне попытки выделиться, поднять свой статус с помощью простых утилитарных вещей становятся смешными. Более того, когда из ранга сокровища нечто переходит в разряд обыденного, может внезапно оказаться, что выгоднее не пользоваться этой вещью на исключительной основе, а проще делить её с окружающими.
Именно такая история происходит сейчас с автомобилями, которые в России есть уже у каждого третьего, считая младенцев и глубоких стариков:
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_vehicles_per_capita
Да, нам пока довольно далеко до уровня автомобилизации США, Западной Европы и Японии, но встаёт вопрос, а нужно ли оно нам? В эпоху цифровых технологий и роботизации автомобиль уже далеко не роскошь, но по-прежнему средство передвижения, однако личная собственность на это средство куда менее оправдана, чем раньше:
https://expert.ru/expert/2019/42/ot-mechtyi-k-usluge/
Фактически происходит переопределение того, чем является автомобиль. От личной вещи, проекции нашего «я», наших устремлений и комплексов он стремительно превращается в средство оказания транспортной услуги. Причем услуги: а) коллективной и б) сетевой. В наш цифровой век оказалось гораздо сподручнее и дешевле пользоваться этой услугой сообща — либо друг за другом (каршеринг, а также p2p-, прости господи, -шеринг), либо просто вместе (агрегаторы попутчиков).
Обезличивание автомобиля в этой новой реальности просто запрограммировано. И, видимо, неспроста высокий автомобильный дизайн не дожил до этих странных времен: он умер раньше — по ощущениям, лет десять-пятнадцать назад, уступив дорогу какому-то безвкусному, похожему один на другой унисексу.
2. Жёлтые рамки вокруг дорожных знаков не только опасны, но и уродливы. Это тот самый визуальный мусор, который заставляет российские города выглядеть грязно даже тогда, когда на тротуарах, вроде как, не валяются пустые упаковки от чипсов и смятые сигаретные пачки:
https://gre4ark.livejournal.com/703051.html
Увы, театр безопасности не только не прибавляет реальной безопасности, но и как зрелище весьма отталкивает.
3. В ответ на вопрос, как в старых автомобильных странах добиваются строгого соблюдения скорости в городах, читатели пишут следующее:
Добрый день!
Мы в текущий момент живём в Голландии, про которую и рассказываю:
1. Три вида дорог: скоростные, на которых могут ездить только автомобили и мотоциклы, крупные городские дороги с ограничением 60 и т.н. зоны 30, которые очень похожи на наше понятие жилой зоны или дворов.
2. Зон 30 очень много. Т.е. в спальный район заходит одна дорога на 60 км, а дальше от нее отделяется множество зон 30. Все исторические центры это или пешеходная зона, или зона 30.
3. Иногда в зонах 30 стоят камеры, посылающие вам потом штраф. Очень и очень большой.
4. А теперь главный секрет. Все знают, что если в зоне 30 произошла авария, то разбираться, кто виноват, будут только в случае, если второй участник тоже движущийся автомобиль или мотоцикл. Во всех остальных случаях (человек, велосипед, малоскоростной скутер) автомобиль виноват априори. Даже если крался со скоростью 5 км/ч, а ребёнок бросился тебе под колеса. Если никаких повреждений у человека нет – ты родился в рубашке, всего лишь заплатишь огромный штраф, оплатишь все ремонты (которые здесь очень дороги) и лишишься прав. А если есть хоть малейшие повреждения у жертвы, ты банкрот и до конца жизни будешь платить этому человеку солидную сумму каждый месяц. И пешеходы и велосипедисты это знают. Поэтому не всегда смотрят по сторонам при переходе и ездят посреди улицы.
Возможно, я утрирую, но общий смысл именно такой, при аварии в зоне 30 неприятности по российским меркам будут грандиозными. На дорогах 60 ситуация чуть проще, но оказаться виноватым тоже очень легко.
Как вы считаете, коллеги, можно ли нас ввести нечто подобное, или меры будут сочтены драконовскими?
|
</> |