Сирт. Статистика
el_murid — 09.10.2011 — Конфликты Отсутствие новостей, как известно, тоже новость. Полное молчание с утра касательно взятия рейхстага в Сирте и рассказы суточной давности в итоге говорят о том, что очередной пятый или шестой штурм города провалился.Пять-шесть штурмов - это уже статистика. Случайности, которые в итоге повлияли на неудачу, безусловно, есть в каждом из них, однако было бы неплохо понять и системные факторы, которые не дают мятежникам взять город, который по всем показателям, должен уже давно пасть. Я очень надеюсь, что профессиональные военные, особенно имеющие опыт городских боёв, дополнят мои соображения.
Первое. Сугубо военный аспект. Боевые уставы и наставления выделяют действия в условиях плотной городской застройки в самостоятельный вид боевых действий. Насколько я помню свою армейскую жизнь, городские бои считаются наиболее сложным видом ведения боевых действий. Как для личного состава, так и для командования.
Собственно говоря, несмотря на заливистый смех части публики относительно макетов улиц Триполи, построенных в Катаре, это было как раз свидетельство того, что НАТО предельно серьёзно отнеслось к задаче штурма города. Только взаимодействие и слаженные действия, отработанные на макетах, позволили штурмовым группам довольно быстро и качественно провести захват города. Практика тренировок перед взятием населенного пункта во все времена была широко распространена и практиковалась многими военачальниками и полководцами - включая и глубокую древность.
В своё время я натолкнулся на воспоминания одного немецкого генерала, где он описывал войну на Восточном фронте. После тяжелых потерь он получил пополнение в виде "черных СС" (существовали полевые части СС - так называемые "зелёные СС" и охранные - "черные СС"). По словам генерала, это был отборный материал - здоровые, крепкие и абсолютно бесстрашные парни. Но ни они, ни их командование не имели качественной общевойсковой подготовки, и это подразделение было практически истреблено в течение нескольких боёв.
Возвращаясь к Сирту, можно сказать, что сугубо с военной точки зрения штурм города неподготовленными и неопытными бойцами под командованием таких же неопытных командиров является глупостью. Имея танки, артиллерию, подавляющее превосходство авиации, включая и вертолеты, имея мотивацию - мятежники просто не имеют ни достаточно сил, ни опыта ведения таких сложных боевых действий. Кроме того, они воюют не только с ополчением, но и с армией Ливии - то есть, с людьми, которых учили воевать еще до войны.
Второе. После падения Триполи война практически одномоментно перешла в качественно иную фазу - в неё так или иначе, но включились племена, которые старательно дистанцировались от конфликта на всём его протяжении. Сейчас речь идёт не просто о подавлении очагов сопротивления, а об оформлении новой качественной ситуации в балансе племен. Племена Каддафа, Варфалла и Меграха на юге должны лишиться своего преимущественного положения в племенной иерархии последних 40 лет. И именно поэтому резко возросло ожесточение боёв. Эти племена категорически не хотят утратить то, что получено ими и возвращаться в пустыню - это означает реальную гибель десятков тысяч человек от банального голода. Ресурсная база пустыни слишком бедна, чтобы прокормить такое количество людей, которые ко всему прочему во многом утратили навыки пустынной жизни.
Именно поэтому ни малейшего желания принять покорно удар судьбы эти люди не испытывают - и их сопротивление связано с простым и бесхитростным пониманием того факта, что сражаясь, они могут отстоять право на жизнь, сложив оружие - однозначно его утратят. И дело даже не в боязни резни - хотя и это, наверное, присутствует. Дело именно в понимании последствий для своего рода. В этом смысле каддафа однозначно сплотились вокруг своих военных вождей - в первую очередь, Мутассима Каддафи. И их мотивация в этом случае значительно выше мотивации их противников. Они теряют слишком много.
Третье. Моральный фактор. О морально-волевых причинах к сопротивлению защитников Сирта я сказал, а вот таковые у мятежников просматриваются значительно слабее. Ненависть к режиму - вполне прекрасный мотив для ожесточенного сопротивления ему. Однако режим пал. Как бы к этому не относились фанатики-каддафисты, факт остается фактом - на сегодня Джамахирия пала, и ей придется пройти через очень серьёзные испытания, чтобы вернуться обратно. Это будет потом - в будущем. Люди живут настоящим. И в настоящем ливийцы лучше других понимают, что сегодня они фактически перешли в фазу племенной войны. А она имеет совершенно иную мотивацию.
В пустыне, степи, лесу, горах племена и общности людей крайне редко воюют с противостоящими им такими же общностями в режиме геноцида. Не по причине своей благородности - просто цена слишком высока. Бедуины не задумываясь вырежут поголовно враждебное племя, если оно ослаблено каким-нибудь длительным катаклизмом - но воевать до последнего противника, если противник силен - увольте. Цена победы окажется слишком высокой - и тогда уже твоё племя окажется неспособным противостоять умным и хитрым соседям, наблюдающим из-за соседнего бархана.
Поэтому мотивация резни в Сирте совершенно иная - и чем далее будут сопротивляться бойцы каддафа и Мутассима, тем явственнее будет нарастать желание противостоящих им противников пойти на переговоры. Фактически восточные племена на данном этапе победили - и каддафа, и варфалла будут вынуждены вести будущие переговоры с гораздо более слабых, чем ранее, позиций. И поэтому логичнее закрепить результат, чем пытаться продолжать смещать баланс.
Четвертое. Однако помимо сугубо пустынной войны в нынешней войне есть чёткий и весомый внешний фактор. НАТО. Европейцам глубоко безразличны эти туземные заморочки, их интересует беспрепятственный доступ к ресурсам страны. Собственно, сейчас война продолжается уже только ввиду наличия этого весомого фактора. И она будет продолжаться до тех пор, пока мотивация мятежников на прекращение активных массовых боевых действий не уравняется с давлением на них со стороны НАТО.
Я думаю, что все последующие штурмы такого же формата будут отбиты. На защитниках Сирта сейчас висят мёртвым грузом гражданские - их нужно кормить, они являются чьими-то родными. И поэтому исход жителей из Сирта - скорее благо для лоялистов. Их присутствие никак не сдерживает цивилизованных агрессоров - им без разницы, кого бомбить.
Другой вопрос - насколько НАТО требуется политическое значение взятия Сирта. Если оно необходимо более, чем договоренности с каддафа - то через какое-то время в Сирт могут безо всяких церемоний перебросить подразделения каких-либо арабских государств - Саудовской Аравии, Катара - это первое, что приходит в голову. Насытить их подразделениями европейских ЧВК, наёмников и сил спецназа - и взять город уже просто на классе. Стирать его в пыль - занятие полезное, но Сирт необходим Европе, как инфраструктурный узел. Именно поэтому запекать его в стекловидное тело каким-нибудь ядерным ударом ни один вменяемый политик не повелит, несмотря на периодические размышления на эту тему в интернете.
Наконец, есть еще один фактор, на котором я подробно останавливаться сейчас не буду - он тоже во многом внешний, но есть и внутриливийская составляющая. Фактор, олицетоворяемый ЛИБГ и АКИМ. Однако исламисты уже сейчас дистанцировались от боевых действий в Сирте - и я пока их не буду учитывать. Хотя повторюсь - этот фактор в общем понимании текущей ситуации крайне значим.
Так что мне кажется, что есть два варианта продолжения войны в районе Сирта - либо в конце концов будет принято решение договариваться, либо будет организован совершенно иной по своему качеству штурм, в котором мятежники будут только картинкой. Иные сценарии гораздо менее правдоподобны, на мой взгляд.
|
</> |