Синод разумный, но трусливый

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА>
В 1719 году бывший господарь Молдовы Дмитрий Кантемир написал по латыни антимусульманское сочинение.
Ее перевод на русский вызвал протест Синода. Синодалы запросили автора об источниках его сведений об исламе, опасаясь, что в случае публикации неверных свидетельств может «подастся случай жалится и порицати нас [Синод] яко лживых и бесстыдных клеветников».
18 июля 1722 г. Петр написал из Астрахани в Синод: книгу Кантемира «не мешкав…велите немедленно напечать и прислать» (Описание изданий гражданской печати. 1708 — январь 1725 г. М.;-Л., 1955 с.395).
Синод сразу согласился.
В итоге появилась: «Книга систима или состояние мухаммеданския религии. Напечатася повелением Его Величества Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского в типографии Царствующего Санкт-питербурха. Лета 1722, Декабря в 22 день».
***
Приговор святейшего синода о напечатании исторического дела, в
нем же догматы уставы и предания секты мухаметанские описуются
автором высочайшим князем Кантемиром рассуждающего.
Требовати надлежит от сиятельнейшего автора, дабы на письме нам
изъявил: вся ли и каждое по единому в деле его изображенная, яко
известная и твердая не токмо от простолюдства, но и от избраннеиших
Мухамеду последующих содержатся и яко истинная исповеданием их
утверждаются? И откуду автор о сих известися? От писателей ли оные
секты или от христиан, и кто суть сии, или оные; или обое поимянно?
И аще таковое о свидетелех писание покажет автор, напечатается оное
в начале или в конце дела.
Аще еже сие быти не может, требовати надлежать от автора, да поне
засвидетельствует писанием, яко некая в своем деле не от писателей
коих либо, но от сказаний, у махомедан в народе употребительнейших,
всем же знаемых и приятых и от уст множайших мужей, в секте оной
знаменитых, приял. И сие его свидетельство, своеручно написанное
или подписанное, в начале или в конце дела напечатано будет.
Сих же от автора святейший синод требует не всуе и не без важности,
но двух ради важнейших причин, от них же первая есть, да не како
мухамеданам, аще бы что от нас о секте их расславлено было, аки
приятое от них, обаче оное ниже предано им есть, ниже веруется ими,
удобный подастся случай жалитися и порицати нас, яко лживых и
бесстыдных клеветников, купно же и вопити, яко мы в недостатку
причины и оскудении явных доводов, к злохитрию уклонилися и,
вымыслив поругания, супостатом досаждаем. Отчего будет, что более в
нечестии своем утвердятся и о безумнейшем своем суесловии, аки о
крепчайшей и непрепобедимейшей истине, кичливее восторжествуют.
Наше же звание есть желати, просити и елико быти может трудитися и
пещися о спасении всех, кольми паче блюстися подобает, да не
подадим соблазн непреклонства неверным.
Другая требования причина есть, да не како нас самих и христианам
искусным во всяких вещех мужем, аки зело к легковерству преклонных,
рассуждения же праздных и посмеяния достойных и легкосердых
покажем, аще что печатным тиснением обнародствовати повелим, хотя о
секте по всему безумной и нечестивой, обаче оная от своих мнений то
весьма чуждо и по клевете себе от других вымышлено быти
изъявляет.
И понеже все из типографии нашей происходящия книги сие знаменитое
в начале имут начертание, яко по повелению императорскому
напечатаны быти глаголются, всячески блюстися нам подобает, паче же
и боятися, да не како сицевая сказания печатая, яже не имут
правильного свидетельства, от веры исторической далеко отстоять,
поруганию же и посмеянию в мудрости наказанных подлежат и самого
августейшего государя нашего священному имени бесчестное оное
наведем легкости шарование, ибо вменится его величество верити и
удостоверяти, яже по повелению его напечатанна читатися будут.
|
</> |