Синенькие младенцы.
ryba_barrakuda — 20.09.2010 Сегодня мы, пожалуй, внезапно поговорим о феномене-мифе последних десятилетий, о детях индиго. Это ведь бесконечно модно - ронять фразы о них к месту и не к месту, и любого плохо воспитанного младенца уличать в уникальной синеве. И признаться, уже очень хочется понять, есть ли они вообще, эти синенькие, и откуда они взялись на голову просвещенного человечества.Начну издалека. С того, что, собственно, миссис Тап нужно было стать поэтессой. Вместо этого - уж не знаю, кто виноват, родители, или учителя литературы, не направившие вовремя талант в нужное русло - человек определил себя как синестетика, изобрел науку колорологию (говорю же, чистый поэт с весьма изощренным фонетическим вкусом) и до сих пор встречается с восторженными учениками и последователями утром каждого вторника где-то в Калифорнии.
Еще в семидесятых годах прошлого века с миссис Тап приключилось открытие третьего глаза, в результате чего она стала видеть ауры окружающих людей - ну примерно как у неаккуратно закрашенных человечков в детской раскраске. Причем раскрашивали всех, как оказалось, желтым фломастером, поэтому и ауры у приличных людей желтые. Кроме некоторых младенцев, которые вокруг головы были синими. Казалось бы, с кем не бывает, хорошо воспитанный человек и не такие изъяны в чужих детях может вежливо проигнорировать, но миссис Тап молчать не стала, тем более, что детей с индижными нимбами становилось все больше, и человечеству надо было об этом знать, а то мало ли что.
И вот, 1982 году Тап пишет книгу "Понимание жизни через цвет", из которой мы, среди прочего, узнаем, что автор считает цвет индиго цветом разума, а дети с такой аурой обладают целым рядом отличительных черт: высокий уровень интеллекта и способностей, чувство собственной значимости, настойчивость в получении желаемого (заметьте, не в достижении целей, а именно получении желаемого), пренебрежение правилами. Тема показалась благодатной еще двум пронырам от психологии - Ли Кэррол и Джен Тоубер, которые дополнили характеристику детей индиго щекочущими нервы формулировками "сверхразвитая интуиция", "царственность", "презрение к авторитетам". Так, умело сгущенные краски на старом как мир определении "талантливый плохо воспитанный проказник" и пара прозрачных намеков, что дети эти не то результат нового витка эволюции, не то - пришельцы из космоса, которые, когда наступит срок, поведут человечество к светлому будущему, положили начало литературно-психологическому буму и вызвали бурю в умах родителей по всему свету. Всем хотелось поучаствовать в рождении новой расы сверхлюдей, белокурых синеаурных бестий. Кстати, если верить Тап, уже в начале-середине восьмидесятых едва ли не девяносто процентов всех детей были индиго.
Со временем образ обогатился впечатляющими подробностями: о индигах говорят что они образуют собой единую сеть, могут обмениваться телепатической информацией и управлять природными явлениями. О них рассказывают, что им чужда эмоциональность, они практически не способны любить родителей, и могут быть жестоки, если им кажется, что жестокость обоснована. И все бы ничего, если бы дети индиго остались играть в свои куличики в области научной фантастики и эзотерики, но словосочетание просочилось в повседневную жизнь, стало расхожим определением, приклеиваемым к самым настоящим детям.
Первой и очень большой группой детей, заработавших этикетку индиго стали дети, страдающие распространенным нынче расстройством, которое если по английси и коротко - ADHD, а если по-русски и длинно, то синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Как понятно из названия, дети с этим синдромом
В случае, если их заставляют подолгу оставаться на одном месте, вертятся на этом месте так, что хоть динамо-машину к ним прикручивай. Кроме того, они, как правило, много говорят, перескакивая с предмета на предмет, постоянно берут, перебирают, теребят вещи, которые попадаются им под руку. Еще они с большим трудом переносят ожидание чего угодно - от своей очереди в игре до обещанной конфетки. В этих случаях они обычно пытаются нарушить правила или вообще прервать игру, а также громко и неостановимо требуют, чтобы гипотетическая конфетка была отдана им немедленно. Словом "сдержанный ребенок" - это не о них.
Дети, у которых преобладают симптомы нарушения внимания, обычно ведут себя немного тише своих коллег по недугу. Но это не значит, что проблем у них меньше: им трудно сосредоточиться на чем-то достаточно долгое время, чтобы это что-то довести до конца, особенно, если это занятие не слишком им интересно, внимание их перескакивает с предмета на предмет и обычно не может уловить и удержать детали. Они быстро забывают увиденное и прочитанное, часто теряют вещи и практически неспособны без посторонней помощи организовать ни свое время, ни свое учебно-рабочее место мало-мальски эффективно. Кроме того, у таких детей нередко наблюдается состояния, на которые взрослые реагируют примерно так: "опять он спит с открытыми глазами!", "вот ведь мечтательная кроха нам досталась!", а еще чаще - "кончай грезить наяву!" и "бросай витать в облаках!"
Диагностируется это нарушение в возрасте до 7 лет по присутствию как минимум шести симптомов из утвержденного списка, причем проявляться они должны в разных обстоятельствах (ну, например, если ребенок рассеян только оказываясь в классе, или излишне шумен исключительно в общественном транспорте и на игровой площадке, речь о диагнозе не идет) и наблюдаться в течение как минимум шести месяцев.
Причины синдрома неизвестны. Существуют несколько исследований, подтвердивших на близнецах, братьях-сестрах и родителях-детях, что гены играют в развитии этого заболевания немалую роль. Что это за гены, пока точно определить не удалось, но особенно подозрительными выглядят те из них, что влияют на обмен дофамина - вещества, задействованного в передаче нервных импульсов в некоторых отделах нервной системы.
Из внешних факторов, с которыми связывают этот синдром, упоминают обычно курение и употребление женщиной алкоголя во время беременности, перенесенные в этот период инфекции, травмы мозга ребенка во время родов, гипоксию (недостаток кислорода) плода и гипоксию новорожденного, а также употребление ребенком в пищу некоторых продуктов, особенно содержащих искусственные красители и консервант бензоат натрия. А вот миф, что ADHD связан с избыточным потреблением сахара не подтвердился.
Предположительно до 50% людей, страдающих ADHD, протаскивают синдром за собой во взрослую жизнь, и выражается он теми же симптомами и признаками, что и у детей, хотя в процессе социализации и воспитания некоторые симптомы - например, склонность к громким неуместным замечаниям - могут почти полностью элиминироваться, в то время как нередко сопутствующая ADHD депререссия и тревожные состояния, наоборот, имеют тенденцию выбираться на передний план. Человек все так же неспособен сосредоточиться, не любит тихие и долгие игры, проявляет чудеса рассеянности, начинает сотню дел одновременно, и почти никогда и ничего не доводит до конца. Этим людям довольно непросто адаптироваться к внешнему миру, но многое зависит от выбранной профессии и окружения. Поэтому во взрослой жизни ADHD может мешать значительно меньше, чем в детстве, когда человека постоянно пытаются встроить в систему и приспособить к жизни по определенным правилам.
Поскольку, как я уже говорила, причина синдрома неизвестна, есть пара весьма любопытных теорий, что такое ADHD сам по себе. Например, некоторые ученые считают что это - своеобразный шаг назад, случайно сделанный природой, и состояние мозга человека, страдающего ADHD соответствует оптимальному состоянию мозга первобытного охотника - двигаться много, быстро, не сосредоточиваться на деталях, зато одновременно воспринимать сто тысяч вещей вокруг. Другая же теория гласит, что ADHD - это компенсаторный механизм, который включается у человека, чьему мозгу для поддержания собстенной активности недостаточно внутренних импульсов, вот он и ловит "шум" - тысячи входящих сигналов, которые поддерживают нейроны в возбужденном, "рабочем" состоянии.
Вторая категория детей, о которых случалось слышать что они - индиго, это аутисты. Аутизм, как известно - нарушение деятельности мозга, которое проявляется в раннем возрасте (большая часть аутистов "вылавливается" в возрасте до трех лет) и характеризуется сниженной (или практически отсутствующей в тяжелых случаях) способностью к взаимодействию с окружающими и к установлению прочных эмоционально-информационных связей, а также ограниченным, стереотипным поведением. Дети-аутисты избегают зрительного контакта, медленно и не всегда в полном объеме овладевают речевыми навыками. Они могут быть очень избирательными в еде, избегать какой-то конкретной пищи, или превращать завтраки-обеды-ужины в неизменный ритуал, где каждый глоток посчитан, а каждый прибор и каждый пучок укропа должны быть на своем месте (потребность в ритуалах, упорядоченности и однообразии вообще очень характерна для аутизма). Многие аутисты страдают нарушениями сна, некоторые - приступами агрессивности, особенно те, у кого проблемы с овладением речью. А вообще, в нашем случае правильней говорить не просто об аутизме, а о расстройствах аутиститческого спектра, потому что нарушений такого рода очень много и они могут быть очень разной степени выраженности - от полной недееспособности до умения вполне нормально выражать свои мысли и заботиться о себе, но с поправкой на некоторые особенности поведения (Кстати, если вы еще не смотрели "Мэри и Макс" - очень советую, и если не смотрели "Эллинг" - тоже рекомендую. В обоих случаях - не классический аутизм, но расстройство аутистического типа, и в обоих случаях - отличное кино). Считается, что большую роль в возникновении аутизма играют гены, правда, до сих пор, как и с синдромом рассеянного внимания, остается загадкой - какие. Не совсем понятно даже, идет ли речь о единичных мутациях, или же должны сойтись в одном геноме несколько измененных генов, чтобы родился ребенок-аутист. Известно, что расстройства аутистического ряда чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, и что в последние несколько десятилетий наблюдается невероятный всплеск нарушений такого рода.
Не являясь непосредственной причиной аутизма, факторы окружающей среды тем не менее, значительно влияют на его выраженность. У детей, которым был вовремя поставлен диагноз, назначено лечение, и над чьим развитием постоянно работают родители и психологи, часто удается добиться снижения выраженности симптомов аутизма, научить ребенка заботиться о себе и вполне эффективно контактировать с окружающими. А так называемые высокофункциональные аутисты способны не просто к элементарным контактам с окружающим миром, но могут успешно работать, заниматься наукой и творчеством. Именно такие аутисты-"высокофунуционалы" поведали миру о том, что люди дождя не всегда предпочтитают одиночество, и могут страдать от недостатка внешних контактов, но взаимодействовать с людьми им так же сложно, как нормальному человеку было бы сложно взаимодействовать с марсианином, окажись тот зеленой, свистящей плесенью на ножках. Главная загвоздка тут в том, что аутисты практически не воспринимают эмоциональное состояние собеседника, не умеют различать выражения лиц, с трудом или вовсе не могут прогнозировать действия окружающих, проистекающие из их слов, особенно, если собеседник выражается метафорически, предыдущих поступков или жестов и все сказанное понимают буквально. Да, но при чем тут синенькие? спросите вы, уже наверняка в общем-то догадываясь, что ответ кроется в тех 0,5 - 10% аутистов (по разным источникам) демонстрирующих необычайные таланты и способности. Правда, эти дети не соответствуют поговорке "талантливый человек талантлив во всем", поскольку их способности обычно проявляются в одной конкретной и обычно достаточно узкой области. Экстремум такой одаренности - синдром Саванта, когда человек не просто одарен, а гениален, но область его гениальности крайне узка, поэтому ее еще называют "островом гениальности". Наиболее частыми островами считаются математика, музыка, живопись, моделирование сложных трехмерных объектов.
Наконец, новейшая тенденция - лепить ярлык индиго всем детям подряд. У вашего малыша осмысленный взгляд в два месяца? Проблемы с обучением в первом классе? проблемы с дисциплиной и субординацией в 15 лет? Вздорный характер и невоздержанность на язык в любом возрасте? Поздравляем, вы родители индига. У вас у самих проблемы во взрослой жизни? Поздравляем, вы сам - индиго (недопонятный). Кстати, и правда, в конце девяностых-начале двухтысячных появилась категория людей, которые называют себя взрослыми индиго (видела несколько фотогалерей со встреч повзрослевших людей индиго в каких-то унылых домах культуры, редкой тоскливости зрелище, скажу я вам. И возник вопрос: отчего это они встречаются, если согласно определению у них должна быть между собой беспроводная локалка и всяческая телепатия?). А еще есть сайты, на которых верующие ратуют за то, что индиго - посланники бога, и призывают родителей детей с подозрением на синеаурность немедленно обращаться
Само собой, индиго, как отдельная каста избранных, присланных или пришедших помочь человечеству рвануть в светлое будущее - миф. Но вот что интересно: ведь условия жизни человека (речь о развитых странах, разумеется) за последние несколько лет очень сильно изменились. И не миф - дети, у которых все больше проблем с обучением по привычным школьным программам, не миф рост аутизма (да, гипердиагностика, как и с ADHD, изменение критериев, повышение "настороженности" докторов, но все же, все же..). Сегодня малышня легко ориентируется в областях, которые ее родителям лишь только виделись мгновениями между строк фантастических книжек (да-да, пресловутые компьютеры, вообще все эти коммуникационно-развлекательные девайсы) и окунается с рождения в такой поток информации, какой не снился еще даже поколению восьмидесятых. Наверняка это должно влиять на мозг, его работу и его активность. Я, признаться, только начала копаться в этой теме, и буду очень благодарна за личные соображения, ссылки на статьи (разумеется не обще-выкрикивательные, а те, в которых тезисы подкреплены статистикой), современные теории развития и изменения работы мозга под влиянием информационных потоков. Кроме того, интересует изменение роли родителей в жизни современных детей (как-никак, раньше именно они были основным источником информации для ребенка и главными толкователями, а теперь эта роль утрачивается), возникновения новых возможостей или "смещение акцентов" в умственной деятельности юного поколения. Правда, давайте поговорим об этом :)
|
</> |