“Персонажи становятся настолько
хороши, что кажется, что автор перестает их контролировать и
они начинают поступать так, как им нравится” - это более корректный
вариант популярной идеи о персонажах, которых автор не может
контролировать.
Идея эта популярна по очевидным
причинам. Тешит самолюбие если вы - автор, позволяет выразить
поддержку и любовь к автору, а также возвысить свои увлечения, если
зритель/читатель. А пишу я о ней, потому что она не только не
верна, она еще и деструктивна.
Все, что говорят и делают персонажи,
все что происходит в фильме, книге и т.д. происходит исключительно
с разрешения автора (включаем сюда также тех, кто авторам платит),
если, это, конечно, не пересказ реальной истории. Это происходит
всегда, даже если автор талантлив, но не обладает достаточным
багажом проф.знаний и ему самому кажется, что персонажей он не
контролирует.
Еще раз, если вам кажется, что это
единственное возможное развитие событий, единственный возможный
выбор, единственное возможное завершение истории - то вот
собственно насколько хороша была история (и вы не работаете с
историями профессионально-потому что большой вопрос, например, у
сценаристов - когда остановиться? Когда история готова и можно
перестать переписывать ее? Вы натыкаетесь на это, каждый раз когда
видите “в одном из начальных вариантов сценария то”, “в одном из
начальных вариантов сценария это”).
Не вдаваясь в разговоры о мотивации,
словах и действиях персонажей, давайте рассмотрим самый простой, на
мой взгляд, пример.
Вы работаете в продукции сериального
типа, не обязательно сам сериал сиквелы/приквелы к фильмам тоже
сюда относятся и вам достался персонаж, который уже поступал
подобным образом раньше. Персонаж тот же самый. Ситуация такая же.
Проблема только в том, что вы не хотите чтобы он так поступал
сейчас. Или тот, кто платит вам деньги не хочет.
Например, у вас есть персонаж очень
упорный журналист, который не отступается от своего никогда, может
пролезть куда угодно и выбить интервью из кого угодно. Она или он
делают это всегда, не останавливаясь ни перед чем. И этому
журналисту нужно добиться аудиенции с главой компании. Все бы
хорошо, но это его или ее мать, которую наш герой считает давно
погибшей. Более того, герою дали задание встретиться с ней еще в
прошлой серии, так что в этой он, по идее, уж точно, должен идти на
пролом и достигнуть цели. Загвоздка в том, что мать героя по
совместительству главный злодей или же наоборот работает под
прикрытием, чтобы спасти, допустим, самого героя и встречаться с
ней прямо сейчас герою нельзя.
Например, раз это уже было, то
создатели просто не хотят повторяться. Или встреча запланирована
лишь через две серии. Или, еще более банальное - актриса, играющая
мать, в реальной жизни - большая звезда - она появилась у вас в
сериале на десять минут, и, увы, на большее у вас бюджета не
хватает.
Что делать? Вы не можете менять
мотивацию, поведение и т.д. все это вам (и вашим коллегам)
понадобится в дальнейшем. Если вы хорошо разбираетесь в своей
профессии и не подвержены идее “персонажи настолько хороши”, то все
что вам остается сделать это изменить обстоятельства.
Герой может в последний момент
потерять адрес, мать могут вызвать куда-нибудь как раз перед тем
как герой преодолеет все барьеры, кто-нибудь из его предыдущих
целей из принципа или от обиды может надавить на руководство,
которое в свою очередь надавит на героя, чтобы он использовал
только официальные подходы, герой вообще может потерять способность
передвигаться: попасть в тюрьму, сломать или повредить
что-нибудь.
Это не что-то экстраординарное это
то, чем люди работающие с историей занимаются постоянно.
Переписывают ее и в процессе переписывания многое меняют, оставляя
самое лучшее, нужное, важное и т.д.
Этот подход можно применить к любому
моменту истории. И “проблемные сцены” ничем не отличаются ото всех
остальных.
Что ваш герой просто обязан
расстрелять эту процессию милых собачек из пулемета? Что, даже если
их будет охранять армия? Даже если у него кончатся патроны,
сломается оружие? Даже если он не успеет к проезду собачек? Даже
если он ослепнет? Даже если он будет в это время сидеть в тюрьме?
Даже если к этому моменту он уже умрет?
Каждая сцена изнасилования, каждое
жестокое убийство, все пытки, весь расизм и т.д появляются в
фильмах потому что сценаристы или те кто им платят решили, что этот
момент нужно включить в историю. Не важно по каким причинам, важно,
что это был их выбор. Любое “я не могу влиять на персонажей” либо
следствие не профессионализма, когда действительно не понимаешь как
и что работает и просто берешь вариант, который нравится больше
всего, либо еще хуже.
И никакие “но это же логично”
применительно к оценке того почему вообще авторы включили столь
проблемную сцену в свою историю тут не применимы. Потому что вопрос
не в том, хорошо ли автор выполняет свою работу. Вопрос в том,
почему из множества логичных вариантов развития событий, которые
автор, как профессионал, конечно, может придумать к любой истории
она или он выбрали именно этот?