Шурик как герой сказки
selyanka1 — 01.08.2025
Все или — почти все смотрели фильмы Леонида Гайдая, в которых
главным персонажем был некто Шурик — симпатичный мужчина в очках,
романтический интеллектуал и — немного растяпа. И многие почему-то
думают, что в "Кавказкой пленнице", "Операции Ы" и даже в
экранизации булгаковского "Ивана Васильевича" - один и тот же
парень. Хотя это три разных человека.
Несмотря на то, что "Кавказская пленница" значится ещё и как
"Новые приключения Шурика", это разные Шурики. Маска — одна.
Точнее — образ. Архетип.

Кадр из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения
Шурика" (1967) Шурик -студент гуманитарного ВУЗа, то ли филолог, то
ли этнограф.
Это, как в сказках — Иван Царевич то рубит Горыныча и женится
на освобождённой Василисе Прекрасной, то ему помогает Волк в
поисках молодильных яблок для царя — отца уже иной Василисы ,
допустим, Премудрой, то... ему в помощь даётся Иван-Дурак, который
гораздо круче Царевича и уже Дураку достаются лавры (и Василиса
Какая-Нибудь). Это разные Иван-Царевичи, но вывеска — одна и та же.
Все остальные фигуранты — королевичи, дураки, Василисы и Алёнушки —
та же картина.
Кадр из фильма "Операция «Ы» и другие приключения Шурика"
(1965). Шурик - студент политехнического института.
В одной из передач, посвящённых творчеству Гайдая,
рассказывалось, что режиссёр увлекался немым кинематографом —
отсюда его любовь к трюкачеству и так называемым "гэгам",
свойственным голливудским комедиям 1900-1920-х годов. И везде были
персонажи-маски, переходящие из фильма в фильм. И каждый новый
сюжет оказывался никак не связан с предыдущим. А образ, облик —
один (см. Чарли Чарлин, Бастер Китон, Макс Линдер). И, мол, Шурик —
из той же серии.
Кадр из фильма "Операция «Ы» и другие приключения Шурика"
(1965). Шурик - студент политехнического института.
Так, в первом фильме он — студент политехнического; во втором
он уже гуманитарий и откомандирован собирать тосты, обычаи и
легенды... Это сейчас люди кардинально меняют профиль, а
тогда нет. Болeе того, в "Операции Ы" он сражается с
троицей, которую ...почему-то не узнаёт в "Кавказской
пленнице".
Всё просто — и Шурик иной, и Балбес-Трус-Бывалый - просто
комедийные личины. Однако мне больше нравится тема
сказок-мифов-легенд (неслучайно, второй из Шуриков собирал на
Кавказе именно фольклор!).
У нас имеется и ещё один условный Шурик — Саша Привалов из
культовой вещи 1960-х - "Понедельник начинается в субботу" (1964),
где фантастика сопряжена со сказочной реальностью.
У нас имеется и ещё один условный Шурик — Саша Привалов из
культовой вещи 1960-х - "Понедельник начинается в субботу", где
фантастика сопряжена со сказочной реальностью. Мало того, что на
рисунках Евгения Мигунова мы видим то же самый типаж, так он и всем
своим поведением вписывается в стилистику гайдаевского Шурика.
Даже, если считать, что Мигунов срисовал лицо артиста Александра
Демьяненко, это ещё больше подчёркивает устойчивость образца.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
Шурик - инженер-изобретатель.
Шурик — это обобщённый герой красивой истории о 1960-х. В нём
90 процентов от Ивана-Царевича и 10 — от Ивана-Дурака. Он — добрый,
смелый, бесхитростный и разумный. Он совершает большие и малые
поступки, борется со злом (трёхголовый дракон Трус-Балбес-Бывалый и
другая нечисть), влюбляется в прекрасных девушек, а в теме "Ивана
Васильевича" конструирует волшебный аппарат. Он — воплощение эпохи,
когда это ценилось — быть умным и при этом лишённым хитрости.
Творить и помогать, переходя из сказки в сказку.
Отсюда