Штрихи к теории заговора

топ 100 блогов anairos25.07.2024 Закончил я тут читать работу Ольги Христофоровой «Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России». И горячо её всем рекомендую.

Современной – это начало двухтысячных, если что. Именно тогда Ольга Христофорова собирала свои материалы у старообрядцев-кержаков. В их консервативном обществе до сих пор сохранилось и живёт то, что в обычной русской деревне отмерло ещё в революцию. А в 2010 году издана сама книга.

Сама автор трудится в моей альма-матер РГГУ. Вообще РГГУ в последние годы – настоящий центр исследований в области магии, колдовства, эзотерики и тому подобных вещей. Почти все толковые русскоязычные работы на эту тему, которые мне попадались, оказываются оттуда.

Пересказывать содержание этой книги – дело неблагодарное. При этом пропадёт её главный смысл: она показывает, что нельзя думать о колдовстве как о каком-то особом занятии, манипуляции некими потусторонними силами и энергиями, недоступными простому человеку.

Религия – выражение в символах веры человека, его представлений о вечном, неизменном и настоящем. Колдовство – выражение в символах самой его жизни. Человек, его быт, его эмоции, его отношения к окружающим и отношение окружающих к нему – всё это буквально и есть колдовство, а слова и жесты просто придают ему форму.

Потустороннее при этом, конечно, где-то присутствует. Однако оно не выделяется из общего фона. Деревенское колдовство – оно про взаимодействие не с чертями, а с людьми.

Вот как это выразила сама исследовательница:


«Как-то раз я выступала на конференции с докладом о гадании как моделировании будущего. В докладе речь шла о механизмах «эффективности символов» (термин Леви-Строса). Одна из присутствующих, студентка, внимательно слушавшая доклад, вдруг спросила: «А как гадания действуют на самом деле?».

Вопрос этот некорректен: дело в том, что работа семиотических средств культуры не есть некая абстракция, за которой прячется подлинная реальность, она сама и есть реальность, во всяком случае, именно она и обеспечивает результат «магических» акций».



И чуть дальше:


«В нём (пространстве представлений о колдовстве – прим. моё) соединены представления о мире и обществе, здоровье и болезни, объяснения несчастий и удач, отношения доминирования и подчинения, чувства любви и ненависти, зависти и подозрительности, страха и вины. Это потаенный дискурс интуитивных жестов и обязательных слов, сильных эмоций и полуосознаваемых влечений, враждебности к чужому и подозрительности к своему, это один из дискурсов не простодушного, не открытого, имеющего двойное дно мира. Это способ говорить о различиях, объяснять влияние людей друг на друга и результаты их противостояния, когда другие языки «не работают» или не приняты. Это символический мир, реальный для живущих в нём — тех, кто носит в одежде булавку и боится показывать новорожденного ребенка посторонним, плюёт через плечо, сказав комплимент, и держит в кармане кукиш, переходя дорогу».


Сама Христофорова в магию не верит – и неоднократно это повторяет на протяжении книги. Для неё вся действенность колдовства – исключительно в человеческом пространстве, в социуме.

Но эту особенность я подметил уже достаточно давно. Современный учёный, как правило, делит вселенную на «естественнонаучное» и «гуманитарное» пространство, природу и социум, и магия для него может работать лишь во втором из них, а никак не в первом.

Для практикующего же мага этого разделения не существует. Мир – комплексное пространство, где у всего есть «действительный» и «мнимый» компонент, и оба они одинаково реальны. Просто человеческое общество почти целиком находится в «мнимом» пространстве смыслов и символов, поэтому здесь магия особенно действенна и особенно заметна.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Думаю все хорошо помнят, с каким оствервенением российский агитпроп создавал в обществе мнение, что все данные грузинской стороны о том, что грузинские города бомбились российской авиацией является ложью, и что россияне - "освободители", никаких ...
По результатам исследования «Левада-центра», показатели одобрения россиянами политики Путина в сентябре составили 86% (в августе – 84%, в июле – 85%). Для сравнения: в марте 2012 года в момент избрания Путина на третий президентский срок уровень его поддержки составлял, по данным ВЦИОМ, ...
Как-то я, считаю что очень удачно, сформулировал коммунистический мондиализм: " Не может в принципе быть патриотом адепт идеологии, по которой все народы мира должны исчезнуть, перетрах ...перемешавшись между собой, а национальные государства должны быть уничтожены, заменены ...
Интеллект мешает сексу. Зигмунд Фрейд ...
стоит только бросить взгляд на наши приобретения - все сразу становится ясно. ...