Школа водительского мастерства


Четырехдневный курс водительского мастерства на льду озера.
В середине февраля меня пригласили на 4 дня в Карелию, где уже который год обучают водителей правилам управления полноприводным автомобилем на льду. Курс обучения был разработан Евгением Васиным, заслуженным мастером спорта. В этом году занятия проходили на уже знакомой вам по моим прошлым обзорам Audi A5 Sportback, но в версии quattro. Полигон находится на озере Кончезеро, всего в 35 километрах от Петрозаводска на север.
На практических занятиях я все внимание уделял обучению, поэтому заранее приношу извинения за столь малое количество фотографий — просто не было времени.
Ранним утром четверга мы прилетели в Санкт-Петербург, здесь нашу группу встретил междугородный автобус, на котором мы поехали в сторону Петрозаводска. В течение шестичасовой поездки расслаблялись, смотрели кино и знакомились друг с другом. Вместе со мной ехали еще двое журналистов, с которыми я познакомился впервые:
![Школа водительского мастерства [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
К пяти часам вечера мы доехали до отеля «Калевала». Чтобы снять напряжение от дороги нам устроили турнир по русскому хоккею с мячом на снегу. И затем хорошо разогретые мы были отправлены в баню или сауну, смотря кому что больше нравится. Вечер первого дня был завершен в чуме, где повар из Финляндии накормил нас фантастически вкусными блюдами национальной кухни.
1.

Утром следующего дня начались занятия, которые проходили в очень интенсивном темпе. В 8 утра — завтрак, в 8:30 — теоретический инструктаж в учебном классе, в 9:30 — начало практических занятий на полигоне. Теоретическая часть проста и понятна, но без практики эти знания абсолютно бесполезны.
2.

Первый день был полностью посвящен отработке правильных движений рулем и газом. Сначала полностью отключалась система курсовой устойчивости ESP. В каждом автомобиле находилось по два человека, которые поочередно выполняли упражнения. Инструктора находились в разных точках полигона, а в каждом автомобиле лежала рация по которой инструктора давали советы и замечания водителям.
3.

Для начала настроили правильную посадку и еще раз убедились в правильной технике руления — двумя руками с перехватом на вершине рулевого колеса. В первый день мы занималась на большой открытой площадке с расставленными конусами. Начали с простейшей змейки, чтобы закрепить правильную технику руления, а затем перешли к чуть более сложным упражнениям.
Полигон. Так он выглядел в прошлом году, сейчас же схема трасс поменялась, но упражнения не изменились.

Полноприводный автомобиль дает огромные возможности, но очень важно понимать, что в зависимости от различных дорожных условий он ведет себя по-разному: иногда, как заднеприводный, а в некоторых ситуациях как переднеприводный. Главное же преимущество полного привода в том, что автомобиль может ускоряться в скольжении. Хотя само по себе скольжение это потеря времени, и его нужно стараться избегать.
4.

Любой поворот содержит три важных элемента: вход, вершина, выход. Заходят в поворот с дальней от вершины стороны, и на выходе из поворота также стремятся по пути наименьшей крутизны траектории. Техника прохождения поворотов проста на первый взгляд: На входе в поворот сброс газа (при необходимости еще и дотормаживаем), этим действием мы загружаем переднюю ось автомобиля. Далее следует четкий и точный маневр рулем задающий новую траекторию движения и по мере возврата руля в прямое положение плавно увеличиваем газ.
5.

Если не загрузить переднюю ось перед поворотом, то сцепление передних колес будет стремится к нулю и вы уедете мимо поворота. Поскольку любая трасса — это связки из нескольких поворотов, то если вы по неправильной траектории зайдете в первый поворот, то следующий вы еще сможете пройти оставаясь в пределах трассы, но в третьем повороте вы непременно вылетите за пределы трассы.
6. За рулем Влад Клепач.

Еще были упражнения на торможение в повороте, когда ваша задача максимально разогнавшись перед поворотом, оттормаживаться в процессе поворота. Данная методика нужна когда у вас на трассе связка из двух поворотов, после прямого участка. Вы используете первый поворот чтобы оттормозится перед заходом во второй, который имеет бОльшую крутизну.
7.

После трех часов занятий и перерыва на обед мы снова отправились на площадку. Теперь нас обучали технике управляемого заноса. Сначала мы научились гасить занос путем поворота руля в сторону заноса. Здесь очень важна точность вращения рулем и плавная работа с педалью газа. После этого перешли к самому сложному упражнению: змейка с огромной амплитудой и поворотами на 180 градусов, которая проходится в постоянном управляемом заносе с контрсмещением. На словах все просто: перед поворотом загрузка передней оси сбросом газа, поворот руля в сторону поворота и газ в пол. Передние колеса имеют отличное сцепление вследствие загрузки оси, а задние срываются в пробуксовку. Руль держим в сторону поворота и возникающее скольжение не гасим. Траектория больше задается степенью нажатия на газ, нажимаем побольше - машина движется наружу поворота, приотпускаем - сворачивает вовнутрь. Возникающее боковое скольжение не гасим, поскольку нам важна эта инерция, направленная в сторону следующего поворота. Сбросываем газ и поворачиваем руль в другую сторону и добавляем газ. Автомобиль моментально разворачивает другим боком к следующему повороту, и он продолжает скользить в сторону поворота. Поддерживаем боковое скольжение и проходим следующий поворот по дуге аналогичным образом.
8.

К концу первого дня занятий уже появилось осознание того, как нужно делать правильно. При этом ошибки были у всех, но для эвакуатора в первый день работы практически не было. Максимум — сносили расставленные конуса.
Вечером традиционно баня, ужин в чуме и еще ночные покатушки на собачьих упряжках. А это озеро около гостиницы и площадка где мы играли в хоккей.
9.

Третий день также начался с раннего подъема в 8 утра. Нас ждали специально подготовленные упражнения: гантеля, несимметричный эллипс, улитка и круг. Здесь уже не было конусов, ограничивающих траекторию, и любая серьезная ошибка означала вылет с трассы в сугроб.
10.

Которые стали происходить гораздо чаще, чем в первый день. Эвакуатор спешно перемещался с одной площадки на другую не успевая вытаскивать улетевшие автомобили. Покрытие под колесами было нестабильным, на поворотах это было чистейший лед, и все это надо было учитывать при движении. Ошибка с выбором скорости при заходе в поворот, передние колеса подскальзываются на льду и машина стремится вылететь с трассы. Молниеностная реакция — загрузить переднюю ось торможением и задать новую траекторию движения. Газом также нужно работать очень плавно, постоянно дозируя нажатие.
Наиболее сложным упражнением для меня была гантеля, где постоянно чередующиеся повороты не допускали нарушать правильную траекторию захода и где наиболее очевидным стал тот факт, что срезать вершины поворотов нельзя. Самым интересным и легким для меня упражнением была улитка, где нужно было двигаться по спирали используя боковое скольжение и очень точно дозировать газ, когда укатанный снег неожиданно сменялся чистым льдом.
11.

После обеда мы отправились на трассу. На несколько кругов в каждом повороте для наглядности разложили конуса, направляющие по правильной траектории в поворотах. Затем их убрали, чтобы мы могли самостоятельно определять вершину поворота и правильно делать заход. До наступления темноты мы катались по трассе и готовились к завтрашним соревнованиям. После этого дня стал очевиден прогресс в обучении, вращение руля и нажатие на газ уже выполнялось на уровне рефлексов.
12.

В заключительный четвертый день провели соревнования. Сначала несколько тренировочных кругов по вчерашней трассе.
13.

14.

15. За рулем Денис Лукин. Кстати, из доработок на автомобилях установлена только дополнительная защита днища и несмотря на достаточно жесткие вылеты с трассы — повреждений у автомобилей практически нет.

Затем квалификационные заезды, чтобы отобрать 8 претендентов.
16.

Поскольку квалификацию проходили поочередно, тут у меня появилось время немного поснимать.
17.

Вот пример не попадания в поворот, была бы скорость чуть выше — пришлось бы вызывать эвакуатор.
18.

После квалификационных заездов Антон Васин поочередно прокатил каждого по отдельной трассе.
19.

Его автомобиль отличался только резиной с 3 мм шипом (мы ездили на гражданской шиповке), но это не давало ему огромных бонусов при движении, поскольку часть трассы была присыпана снегом, где 3 мм шип держал хуже.
20.

На его фоне, вся наша группа просто ползала по трассе как черепахи. Крутые повороты на 180 градусов с чистым льдом под колесами мы проходили на скорости 20 км/ч, в то время как он проезжал их на 60 км/ч в боковом скольжении и ускоряясь.
21.

Вот если бы сам не сидел рядом, ни за что бы не поверил. Потом были непосредственно соревнования с парными заездами на выбывание. За два дня практики я меньше всех вылетал с трассы, зато компенсировал это конкретным вылетом в первом заезде, и даже несмотря на то, что смог выбраться самостоятельно на трассу, компенсировать потерянное время при общей протяженности трассы менее двух километров было нереально.
22.

А вообще зимой в Карелии очень красиво. После соревнований был обед и награждение победителей, а к вечеру автобус нас привез обратно в Санкт-Петербург. В полночь мы прилетели обратно в Москву.
23.

Еще я сделал небольшой видеоролик. К сожалению камера очень тихо записывает звук, поэтому делайте громкость побольше. В конце ролика съемка из автомобиля инструктора.
Про A5 Sportback я уже рассказывал ранее. Но роботизированная коробка передач мне понравилась намного больше, чем вариатор. Да и Ауди без quattro — деньги на ветер.
В остальном все было организовано на столь высоком уровне, что даже не придраться. Конечно, 6 часов на автобусе немного утомляет и хотелось бы чуть больше практических упражнений, хотя для 3 дней занятий этого достаточно.
[ Предыдущий материал ] [ Рубрикатор ] [ Добавить в друзья ]