Школа водительского мастерства

топ 100 блогов victorprofessor25.02.2010 Школа водительского мастерства
Четырехдневный курс водительского мастерства на льду озера.


В середине февраля меня пригласили на 4 дня в Карелию, где уже который год обучают водителей правилам управления полноприводным автомобилем на льду. Курс обучения был разработан Евгением Васиным, заслуженным мастером спорта. В этом году занятия проходили на уже знакомой вам по моим прошлым обзорам Audi A5 Sportback, но в версии quattro. Полигон находится на озере Кончезеро, всего в 35 километрах от Петрозаводска на север.

На практических занятиях я все внимание уделял обучению, поэтому заранее приношу извинения за столь малое количество фотографий — просто не было времени.

Ранним утром четверга мы прилетели в Санкт-Петербург, здесь нашу группу встретил междугородный автобус, на котором мы поехали в сторону Петрозаводска. В течение шестичасовой поездки расслаблялись, смотрели кино и знакомились друг с другом. Вместе со мной ехали еще двое журналистов, с которыми я познакомился впервые: Школа водительского мастерства [info]Влад Клепач (главный редактор apex.ru) и Денис Лукин (ведет передачу «Дави на газ» на радио Шансон). А всего в нашей группе было 12 человек.

К пяти часам вечера мы доехали до отеля «Калевала». Чтобы снять напряжение от дороги нам устроили турнир по русскому хоккею с мячом на снегу. И затем хорошо разогретые мы были отправлены в баню или сауну, смотря кому что больше нравится. Вечер первого дня был завершен в чуме, где повар из Финляндии накормил нас фантастически вкусными блюдами национальной кухни.

1.
Школа водительского мастерства

Утром следующего дня начались занятия, которые проходили в очень интенсивном темпе. В 8 утра — завтрак, в 8:30 — теоретический инструктаж в учебном классе, в 9:30 — начало практических занятий на полигоне. Теоретическая часть проста и понятна, но без практики эти знания абсолютно бесполезны.

2.
Школа водительского мастерства

Первый день был полностью посвящен отработке правильных движений рулем и газом. Сначала полностью отключалась система курсовой устойчивости ESP. В каждом автомобиле находилось по два человека, которые поочередно выполняли упражнения. Инструктора находились в разных точках полигона, а в каждом автомобиле лежала рация по которой инструктора давали советы и замечания водителям.

3.
Школа водительского мастерства

Для начала настроили правильную посадку и еще раз убедились в правильной технике руления — двумя руками с перехватом на вершине рулевого колеса. В первый день мы занималась на большой открытой площадке с расставленными конусами. Начали с простейшей змейки, чтобы закрепить правильную технику руления, а затем перешли к чуть более сложным упражнениям.

Полигон. Так он выглядел в прошлом году, сейчас же схема трасс поменялась, но упражнения не изменились.
Школа водительского мастерства

Полноприводный автомобиль дает огромные возможности, но очень важно понимать, что в зависимости от различных дорожных условий он ведет себя по-разному: иногда, как заднеприводный, а в некоторых ситуациях как переднеприводный. Главное же преимущество полного привода в том, что автомобиль может ускоряться в скольжении. Хотя само по себе скольжение это потеря времени, и его нужно стараться избегать.

4.
Школа водительского мастерства

Любой поворот содержит три важных элемента: вход, вершина, выход. Заходят в поворот с дальней от вершины стороны, и на выходе из поворота также стремятся по пути наименьшей крутизны траектории. Техника прохождения поворотов проста на первый взгляд: На входе в поворот сброс газа (при необходимости еще и дотормаживаем), этим действием мы загружаем переднюю ось автомобиля. Далее следует четкий и точный маневр рулем задающий новую траекторию движения и по мере возврата руля в прямое положение плавно увеличиваем газ.

5.
Школа водительского мастерства

Если не загрузить переднюю ось перед поворотом, то сцепление передних колес будет стремится к нулю и вы уедете мимо поворота. Поскольку любая трасса — это связки из нескольких поворотов, то если вы по неправильной траектории зайдете в первый поворот, то следующий вы еще сможете пройти оставаясь в пределах трассы, но в третьем повороте вы непременно вылетите за пределы трассы.

6. За рулем Влад Клепач.
Школа водительского мастерства

Еще были упражнения на торможение в повороте, когда ваша задача максимально разогнавшись перед поворотом, оттормаживаться в процессе поворота. Данная методика нужна когда у вас на трассе связка из двух поворотов, после прямого участка. Вы используете первый поворот чтобы оттормозится перед заходом во второй, который имеет бОльшую крутизну.

7.
Школа водительского мастерства

После трех часов занятий и перерыва на обед мы снова отправились на площадку. Теперь нас обучали технике управляемого заноса. Сначала мы научились гасить занос путем поворота руля в сторону заноса. Здесь очень важна точность вращения рулем и плавная работа с педалью газа. После этого перешли к самому сложному упражнению: змейка с огромной амплитудой и поворотами на 180 градусов, которая проходится в постоянном управляемом заносе с контрсмещением. На словах все просто: перед поворотом загрузка передней оси сбросом газа, поворот руля в сторону поворота и газ в пол. Передние колеса имеют отличное сцепление вследствие загрузки оси, а задние срываются в пробуксовку. Руль держим в сторону поворота и возникающее скольжение не гасим. Траектория больше задается степенью нажатия на газ, нажимаем побольше - машина движется наружу поворота, приотпускаем - сворачивает вовнутрь. Возникающее боковое скольжение не гасим, поскольку нам важна эта инерция, направленная в сторону следующего поворота. Сбросываем газ и поворачиваем руль в другую сторону и добавляем газ. Автомобиль моментально разворачивает другим боком к следующему повороту, и он продолжает скользить в сторону поворота. Поддерживаем боковое скольжение и проходим следующий поворот по дуге аналогичным образом.

8.
Школа водительского мастерства

К концу первого дня занятий уже появилось осознание того, как нужно делать правильно. При этом ошибки были у всех, но для эвакуатора в первый день работы практически не было. Максимум — сносили расставленные конуса.

Вечером традиционно баня, ужин в чуме и еще ночные покатушки на собачьих упряжках. А это озеро около гостиницы и площадка где мы играли в хоккей.

9.
Школа водительского мастерства

Третий день также начался с раннего подъема в 8 утра. Нас ждали специально подготовленные упражнения: гантеля, несимметричный эллипс, улитка и круг. Здесь уже не было конусов, ограничивающих траекторию, и любая серьезная ошибка означала вылет с трассы в сугроб.

10.
Школа водительского мастерства

Которые стали происходить гораздо чаще, чем в первый день. Эвакуатор спешно перемещался с одной площадки на другую не успевая вытаскивать улетевшие автомобили. Покрытие под колесами было нестабильным, на поворотах это было чистейший лед, и все это надо было учитывать при движении. Ошибка с выбором скорости при заходе в поворот, передние колеса подскальзываются на льду и машина стремится вылететь с трассы. Молниеностная реакция — загрузить переднюю ось торможением и задать новую траекторию движения. Газом также нужно работать очень плавно, постоянно дозируя нажатие.

Наиболее сложным упражнением для меня была гантеля, где постоянно чередующиеся повороты не допускали нарушать правильную траекторию захода и где наиболее очевидным стал тот факт, что срезать вершины поворотов нельзя. Самым интересным и легким для меня упражнением была улитка, где нужно было двигаться по спирали используя боковое скольжение и очень точно дозировать газ, когда укатанный снег неожиданно сменялся чистым льдом.

11.
Школа водительского мастерства

После обеда мы отправились на трассу. На несколько кругов в каждом повороте для наглядности разложили конуса, направляющие по правильной траектории в поворотах. Затем их убрали, чтобы мы могли самостоятельно определять вершину поворота и правильно делать заход. До наступления темноты мы катались по трассе и готовились к завтрашним соревнованиям. После этого дня стал очевиден прогресс в обучении, вращение руля и нажатие на газ уже выполнялось на уровне рефлексов.

12.
Школа водительского мастерства

В заключительный четвертый день провели соревнования. Сначала несколько тренировочных кругов по вчерашней трассе.

13.
Школа водительского мастерства

14.
Школа водительского мастерства

15. За рулем Денис Лукин. Кстати, из доработок на автомобилях установлена только дополнительная защита днища и несмотря на достаточно жесткие вылеты с трассы — повреждений у автомобилей практически нет.
Школа водительского мастерства

Затем квалификационные заезды, чтобы отобрать 8 претендентов.

16.
Школа водительского мастерства

Поскольку квалификацию проходили поочередно, тут у меня появилось время немного поснимать.

17.
Школа водительского мастерства

Вот пример не попадания в поворот, была бы скорость чуть выше — пришлось бы вызывать эвакуатор.

18.
Школа водительского мастерства

После квалификационных заездов Антон Васин поочередно прокатил каждого по отдельной трассе.

19.
Школа водительского мастерства

Его автомобиль отличался только резиной с 3 мм шипом (мы ездили на гражданской шиповке), но это не давало ему огромных бонусов при движении, поскольку часть трассы была присыпана снегом, где 3 мм шип держал хуже.

20.
Школа водительского мастерства

На его фоне, вся наша группа просто ползала по трассе как черепахи. Крутые повороты на 180 градусов с чистым льдом под колесами мы проходили на скорости 20 км/ч, в то время как он проезжал их на 60 км/ч в боковом скольжении и ускоряясь.

21.
Школа водительского мастерства

Вот если бы сам не сидел рядом, ни за что бы не поверил. Потом были непосредственно соревнования с парными заездами на выбывание. За два дня практики я меньше всех вылетал с трассы, зато компенсировал это конкретным вылетом в первом заезде, и даже несмотря на то, что смог выбраться самостоятельно на трассу, компенсировать потерянное время при общей протяженности трассы менее двух километров было нереально.

22.
Школа водительского мастерства

А вообще зимой в Карелии очень красиво. После соревнований был обед и награждение победителей, а к вечеру автобус нас привез обратно в Санкт-Петербург. В полночь мы прилетели обратно в Москву.

23.
Школа водительского мастерства

Еще я сделал небольшой видеоролик. К сожалению камера очень тихо записывает звук, поэтому делайте громкость побольше. В конце ролика съемка из автомобиля инструктора.



Про A5 Sportback я уже рассказывал ранее. Но роботизированная коробка передач мне понравилась намного больше, чем вариатор. Да и Ауди без quattro — деньги на ветер.

В остальном все было организовано на столь высоком уровне, что даже не придраться. Конечно, 6 часов на автобусе немного утомляет и хотелось бы чуть больше практических упражнений, хотя для 3 дней занятий этого достаточно.


[ Предыдущий материал ] [ Рубрикатор ] [ Добавить в друзья ]

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Добрый день всем. Сестра вчера репатриировалась, сегодня мы пришли в мисрад клита в Рамле, И ее направили в ульпан для академаим который открылся вчера. С проживанием, стоимость проживания 750 шекелей в месяц, всего на 5 месяцев. Она пока не знает где она будет жить, и должна решить ...
— Наша система ПВО С-400, которая развернута в Сирии, на авиабазе Хмеймим, чисто технически не смогла бы сбить американские «Томагавки», — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский ...
Корреспонденту агенства "Новости духовности" с огромным трудом удалось раздобыть фрагмент протокола собрания трудового коллектива АО "Колхоз "Путь Кузьмича", посвященного всенародному обсуждению факта глумления отдельных лиц над вековыми ...
Будущее уже наступает нам на пятки. Споры о том, способны ли роботы вытеснить человека из производственной сферы, перешли в плоскость практики. В сферу чисто арифметических подсчётов - сколько и в какие сроки. Теперь уже речь идёт о том, как скоро автоматизация и робототехника уберут лю ...
Оригинал взят у piligrim04 в Россия не хочет отпускать Украину Взрывы журналистов и высокопоставленных сотрудников СБУ и Минобороны, кибератаки на органы власти, банки и промышленные предприятия в Украине — это все попытки России не дать нам построить успешную страну. ...