Схема московского метро: продолжаем думать
mymaster — 17.10.2012 Уважаемые читатели! Первым делом, я хочу вас поблагодарить - вам удалось написать огромное число комментариев, но не уйти от темы, как я и попросил. Это правда очень приятно, и, признаюсь, немного неожиданно для нас всех - кто ведет сейчас эту тему. Поэтому спасибо вам!А теперь давайте немного обсудим идеи, которые были высказаны. Я не стал комментировать активно прошлый пост, потому что многие мысли повторяются несколько раз. Решил написать более подробный анализ всего, что было предложено. Плюс я хотел бы начать делиться некоторыми мыслями, которые есть у "Городских проектов" и опытом, который мы подсмотрели в других городах.
Первый важный момент - хотелось бы рассказать немного о том, как разработка схемы увязывается с развитием транспорта в целом.
Как вы знаете, у Департамента транспорта есть сейчас очень большая программа по тому, как сделать транспорт лучше и удобней. И у этой "новой транспортной политики" есть свои базовые направления, которые сейчас пока пассажирам не видны, но уже очень скоро начнут играть огромную роль в вашей жизни. Схема метро - это действительно самый важный информационный элемент системы транспорта Москвы, из всего что есть на сегодняшний день. Ее знают, ее узнают, на нее смотрят. Никто не смотрит новости, мало кто читает газеты, и уж точно всем до лампочки пресс-релизы. А вот схему все видят каждый день.
То есть схема - это не только помощник пассажира, в том как доехать, это, на сегодня, еще и самое сильное звено информационного обмена между транспортниками и пассажирами. Сразу скажу - что это не очень хорошо :) Но так есть. Поэтому схема несет в себе не только функцию упрощения пользования метро, она должна как бы подсказывать пассажирам всякие новые вещи, которые творятся в транспортном комплексе вообще. Она должна подталкивать к тому, чтобы люди задумались о том, насколько оптимален их нынешний маршрут передвижения.
И в этом смысле надо прямо сказать - до сих пор всегда схема метро была не транспортной схемой... а ведомственной схемой ГУП "Московский метрополитен". То есть это была "карта владений" директора метро в совершенно средневековом понимании этого явления. На схеме появился монорельс - только потому, что он управляется тем же директором. На схему с огромным трудом прорвались аэроэкспрессы - потому что у метрополитена с ними появился единый билет, и некое сотрудничество. Но это по прежнему оставалась карта именно "владений", а не карта транспорта, как ее понимаю в той же Европе.
Как известно, в следующем году у нас будут единые билеты на все виды транспорта, и сквозные проездные, в том числе повременные на 90 минут. То есть "ведомственность" царств ГУП "Московский метрополитен" и ГУП "Мосгортранс" будет несколько нарушена. Уже сейчас ОАО "ЦППК" разместила схемы электропоездов, совмещенные со схемой метрополитена. Готовится проект маршрутного движения по малому кольцу МЖД, который будет управляться не метрополитеном. Наконец, появились автобусные маршруты-экспрессы, призванные разгрузить отдельные участки линий метрополитена.
Чем плоха новая карта (помимо того, что все обсуждают)? Она остается плоха своей "ведомственностью". Например почему на ней отметили перехватывающие парковки?.. Да потому, что они сейчас управляются Московским метрополитеном :) Карта владений включила новый вид - не подумайте, что кто-то в дирекции метро задумался о мультимодальном характере транспортной системы :)
Еще одна тема - это лифты для инвалидов. Я уже писал, что "Городские проекты" написали письма и предложили рассмотреть опыт Праги, Варшавы и других городов, по врезке лифтов на существующие станции (где это технически разумно). Метрополитен всегда выступал против таких инициатив - ему как организации совершенно не интересен вопрос о том, что в городе почти 30% граждан относятся к маломобильной категории. Это не только инвалиды: это мамы с колясками, просто пожилые люди, или даже вполне молодой человек, вроде меня, едущий с лечения. Но все эти люди коммерческого интереса не представляют никакого. Поэтому не возможно "ведомственное" решение о том, чтобы начать о них заботиться, возможно только политическое решение со стороны мэрии. Причем его в любом случае придется навязывать эксплуатирующей организации. Удивительно? Ни капли - никто не любит дополнительную работу, и это совершенно нормально.
Так вот лифтов у нас с гулькин нос. И значительная часть из них "отключена на профилактику", или просто не работает без объяснений... или еще что-то. Это проявление ведомственного сепаратизма. Город навязывает метрополитену свою политику в части заботы о людях, а метрополитен, как система (не надо думать что есть конкретный человек-злодей, что можно кого-то уволить и вдруг все станет идеально) - сопротивляется. Поэтому лифты на карте нужны не потому что нужны, а потому что это один из способов заставить сонное царство реализовывать политику города в отношении маломобильных людей.
Я думаю я тут достаточно пояснил, что схема метро - это не только просто транспортная схема. Это еще и, если хотите, некий манифест транспортной политики властей города. Возьмем это в расчет, и начнем смотреть на те предложения, которые к нам поступили:
Первое очень правильное предложение - это разделение схемы по слоям представления информации. В вагоне нужна одна информация, на станции - другая. На сайте в интернете - третья. А для особых категорий граждан нужны еще и дополнительные схемы, включающие специфическую информацию. Это очень простая и прозрачная идея, не так ли?.. Почему же до нее не додумались раньше? Потому что "ведомственное царство" вполне умещалось и на обычной единственной схеме, которую вешали в разных размерах.
Давайте посмотрим, на возможности масштабирования схемы, в зависимости от места размещения. Вы будете смеяться, но я сошлюсь на опыт крошечной (по сравнению с Москвой) Самары, в которой мы только что переделали схемы метрополитена. Все они размещены здесь. В Самаре метро очень маленькое, оно является вспомогательным транспортом по своей сути. Поэтому на станциях будет размещена схема всего транспорта, с акцентом на возможности пересадок. В вагоне будет схема метро+трамвай, потому что это два мощных магистральных вида транспорта, обеспечивающие максимум перевозок. И наконец на схеме отдельной линии (что вешают наверху в вагоне) к каждой станции даны сведения, о всех маршрутах транспорта, улицах на которую с нее можно выйти, направлении выхода и пр. Это - масштабирование информации в действии :)
Москва - не Самара, и метро тут густое, его ни в коем случае нельзя засорять лишней информацией, из-за которой снизится наглядность и простота ориентирования. Но уже сейчас схема печатается в нескольких вариантах: схема отдельной линии, схема в вагоне поезда (зависит по формату от типа подвижного состава), схема на информационной колонне, схема на стене станции, и, наконец, карта города в вестибюле станции, с наложенной на нее схемой метро. Отдельно к этому - схема размещена в интернете. И нам очень важно, чтобы масштабирование информации на схемах легко проводилось взглядом. То есть чтобы человек, посмотрев и спланировав свою поездку на станции, пересев в вагон, где схема содержит меньше элементов, тем не менее смог понять и узнать свой маршрут.
Поэтому на схеме нужны реки. Они позволяют сделать шаг от схемы до карты города, и вернуться обратно. Тому, кто видит схему впервые будет гораздо проще ориентироваться по ней, если на ней есть река. Он просто зацепится за нее взглядом, и смасштабирует в уме схему на карту. Это учли в схеме Лондонского метро, река есть на парижской схеме, она есть на Пражской схеме, она есть в Петербруге, в Самаре тоже есть :)
Затем мультимодальный характер перевозок: нам надо указать как добраться до аэропортов. И в этом смысле длинные линии аэроэкспрессов без остановок не самая умная идея. Аэропортов у нас три: Внуково, Домодедово и Шереметьево. И 99% тех, кто их использует, знают, что это VKO, DME и SVO. Проехать туда можно не только поездами, но и автобусами. Так что нужны не линии, а факт возможной пересадки на транспорт до аэропорта. Стоит исходить из этого. Пересадка на другие виды транспорта - это информация, которая нужна прямо в вагоне, чтобы не проехать свою станцию. Особенно это принципиально у нас, где две станции одного пересадочного узла могут называться по-разному (например ЗИЛ и Тульская, или Коломенская и Варшавская). Поэтому на схеме в вагоне нам нужно указать и пересадки на жд.
Что же с линиями жд? Надо ли указывать их?.. На данный момент у нас нет фактически внутригородской электрички подобной RERу. На схемах в Париже и Лондоне указывают коридоры электропоездов, но именно тех, которые уже превращены в городскую электричку, а вовсе не всех. У нас будет городская электричка на МК МЖД. Постепенно (по мере строительства новых главных путей) к ней будут добавляться и радиальные направления. Но сейчас в салоне поезда схема электропоездов была бы обманом. С другой стороны на станции - где человек планирует свой маршрут, она была бы наоборот уместна. Для масштабирования этой информации и переноса того, что человек запланировал, на то что он едет в поезде и должен вовремя выйти - надо указать места пересадок. Пока что аналогичная ситуация и со скоростными автобусами - будь они полноценными BRT - им было бы место на карте, но пока они не такие. Такая же история с трамваем - да он магистральный транспорт, но пока он не LRT - увы, ему на схему в вагоны рано.
А вот поднятая тема с пересадочными маршрутами НОТ между двумя соседними линиями метро, вдалеке от кольца - это интересная мысль. Другой вопрос, что тут нужны не все маршруты - а только те, которые отвечают критериям надежности. Плюс надо очень внимательно подумать, как это сделать графически. То есть это большая думка, готового решения пока не просматривается. И точно это не нужно в вагонах на настенной схеме - только на станциях. Или может быть для этого найдется место на схеме линии? ;)
Далее, по описанным выше причинам нам надо указывать везде станции, оборудованные лифтами, для маломобильных категорий пассажиров. В Лондоне и Праге так, кстати, тоже делают. Интересно, из тех же соображений, что у нас - или нет? :)
Перехватывающие парковки не нужны на общей схеме - они ее замусорят. А вот на схеме линии, и на варианте размещаемом на станции - вполне. Аналогичная история с крупными автостанциями, которые у нас есть на практике. И я, понятное дело, не о Щелковском автовокзале сейчас говорю :)
Очень тонкий вопрос остается с Филевской и Арбатско-Покровской линиями внутри кольца... Решение по Арбатская-1 и Арбатская-2 - плохое, решение предлагаемое вами с Арбатской-А и Арбатской-Ф - еще хуже... ведь оно не упростит ни разу жизнь иностранцам, ради которых во многом и поднята эта тема. А может быть нам стоит немного пошутить, и сделать Арбатскую и Арбатскую' ? :) Задачу их разделения это решит, связываться с бумажной волокитой из-за переименования - не придется...
Есть и еще одна тема с Филевкой - на ней у нас есть маршрутное движение. Исторически есть два подхода к схемам метро: или линии, или маршруты. Почти везде у нас линии и есть маршруты, кроме Филевки. Ясного ответа на вопрос будут ли появляться еще такие случаи пока не могут дать даже транспортники. "Вилка" возникающая там хорошо отмечена на схеме Лебедева. То есть это мутный вопрос, который требует отдельного обдумывания.
Очень правильный вопрос с названием линий. Я долго пытался придумать кому оно нужно... но мне не удалось :) Нужны просто цифры, в этом случае с "легендой" все станет много проще. Кстати, у единственной самарской линии метро тоже есть текстовое название - только его никто не знает, так как она единственная. В Москве же все называют линии по цветам, и только метрофанаты знают их полные названия. То есть система с названиями откровенно избыточная - цвет, да нужен, и номер - да нужен. А вот название... ну разве что в ведомственных справочниках.
Еще один важный момент - схема должна легко и просто добываться, причем с акцентом на любую специфику... то есть схема специально для инвалидов, или схема специально для тех кто пересаживается на жд часто, или специально для тех кому нужны пересадки автобусные, или для туристов. Поэтому макет схемы должен иметь понятные возможности для скачивания в пригодном для печати виде. Например, в Самаре мы публикуем ВСЕ схемы в полиграфическом качестве на сайте. Другой вопрос, что права ее разработчика должны быть защищены - его логотип никто не должен никогда выкидывать со схемы.
Еще одна тема - это блок информации. Сейчас легенда схемы очень дурацкая. По сути схема должна читаться прозрачно без всяких легенд. Ну то есть легенду надо сократить до минимума. Зато на схему надо впихнуть не только адрес сайта метро, но и QR-код его мобильной версии (а она, кстати есть?) и телефон горячей линии.
Ну и о транслитерации и иностранцах.. Вот официальная русская схема токийского метрополитена, на ней все станции нумерованы. У нас перейти к нумерации станций и изменению именования линий в короткий срок не реально. Это можно сделать в рамках разработки всей навигации всего транспорта. Сейчас просто не хватит времени, чтобы сделать качественно и по уму. Плюс у нас нет привычки к таким делам - а переучиваться всегда сложно. Поэтому тут, сейчас, видимо ничего лучше транслитерации придумать не удастся. Но на перспективу надо учитывать этот вопрос.
Так что я выношу на ваше голосование еще ряд вопросов.
И снова напоминаю, что результаты опроса для нас важны - но совершенно не определяющие. Решения будут принимать специалисты, но они все комментарии посмотрят, голосования тоже учтут при своих размышлениях. Причем, подчеркну - есть две темы: схема, которую мы сейчас обсуждаем и тема общей навигации для всего транспорта, которая будет готова позже. Так что ряд вопросов неподъемных сейчас мы можем отложить на потом и проработать получше.
https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.