Шекспир и отмена культуры

топ 100 блогов ansari7503.01.2023
МХТ Бутусова Бедный, бедный Гамлет.
МХТ Бутусова Бедный, бедный Гамлет.

Когда-то в юности, именно в тот период, когда юность особенно активна и восприимчива к необычному, мне попалась статья  Льва Толстого  о Шекспире.

Лев Толстой, написав очерк "О Шекспире и драме", передавая его для прочтения своим друзьям, произнес историческую фразу Геделя "Если не я, то кто же? Если не сейчас, то когда?". И в 1906 году очерк был опубликован. Он заложил мину замедленного действия в сокрушении культа Шекспира и развенчании творчества английского драматурга. Он это сделал потому, что обладая удивительным нравственным чутьем и эстетическим вкусом ко всему прекрасному,  увидел у Шекспира не высокий стиль драмы, а "низкопотребную продукцию".

«То, что Шекспиру приписывается великое мастерство изображения характеров, происходит оттого, что у Шекспира действительно есть особенность, могущая при поверхностном наблюдении при игре хороших актеров представляться умением изображать характеры.

Еще во времена Рима было замечено, что у книг есть свои и часто очень странные судьбы: неуспеха, несмотря на высокие достоинства их, и огромного, незаслуженного успеха, несмотря на их ничтожество. И было высказано изречение: pro capite lectoris habent sua fata libelli, то есть что судьбы книги зависят от понимания тех людей, которые их читают.

До конца XVIII столетия Шекспир не только не имел в Англии особенной славы, но ценился ниже других современных драматургов: Бен Джонсона, Флетчера, Бомона и др. Слава эта началась в Германии, а оттуда уже перешла в Англию.

Во главе кружка стоял Гете, бывший в то время диктатором общественного мнения в вопросах эстетических. И он-то, вследствие отчасти желания разрушить обаяние ложного французского искусства, отчасти вследствие желания дать больший простор своей драматической деятельности, главное же вследствие совпадения своего миросозерцания с миросозерцанием Шекспира, провозгласил Шекспира великим поэтом. Когда же эта неправда была провозглашена авторитетным Гете, на нее, как вороны на падаль, набросились все те эстетические критики, которые не понимают искусства, и стали отыскивать в Шекспире несуществующие красоты и восхвалять их.

Когда же было решено, что верх совершенства есть драма Шекспира и что нужно писать так же, как он, без всякого не только религиозного, но и нравственного содержания, то и все писатели драм стали, подражая ему, составлять те бессодержательные драмы, каковы драмы Гете, Шиллера, Гюго, у нас Пушкина, хроники Островского, Алексея Толстого.

Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.

Люди, освободившись от этого гипноза, поймут, что ничтожные и безнравственные произведения Шекспира и его подражателей, имеющие целью только развлечение и забаву зрителей, никак не могут быть учителями жизни

Писать драму может только тот, кому есть что сказать людям, и сказать нечто самое важное для людей, об отношении человека к богу, к миру, ко всему вечному, бесконечному.

Прошло время. Мы посмотрели прекрасные фильмы «Гамлет» и «Король Лир» режиссера Козинцева. Игра артистов наполняла спектакли смыслом и отношение Толстого к Шекспиру вызывали сомнения.

Но вот пришла перестройка и в наше классическое мироустройство ворвались модерн, свобода и переосмысление всего и вся.

Помню, как в самый начальный момент вакханалии по переделке классики нам довелось посмотреть пьесу Шекспира «Укрощение строптивой» в одном из периферийных театров небольшого города, где новаторство понималось как абсурд и бессмысленный балаган.

Смотрели на сцену, слушали, и крамольная мысль закрадывалась в голову: текст сам по себе удивительно глуп. Это эффект модернизации или текст и в самом деле сам по себе, а сюжет – сам по себе. И тогда мне вновь вспомнилась статья Льва Толстого о Шекспире.

И в самом деле, как только на сцене стали менять привычное и знакомое в старой пьесе, время, одежду, обстановку, поведение героев , так пьесы потеряли свою первоначальную значимость, очень многие пьесы, в том числе и Шекспир.

Толстой сказал то, что позднее подтвердили сами режиссеры, пытаясь подогнать классический репертуар к современности к новому  зрителю, готовому терпеть пощечины и насмешку, что когда нечего сказать авторам, тогда творчество теряет смысл.

Как истинный гений, Лев Толстой увидел ростки того бездарного и безнравственного будущего, которые зародились вначале как культ того или иного писателя, художника или музыканта, как попытка навязать обществу определенный стереотип, но общество еще не подозревало, как далеко его заведет это пристрастие к кумирам.

Он восстал против культа Шекспира, потому что осознал, что люди легко поддаются внушению, и внушение это никогда не бывает во благо им.Толстой уловил движение новой свободной мысли, направленное не на глубину анализа человеческой жизни, ни на желание сказать человечеству то, что наполняет сердце, а на уход именно от этой глубины и сопереживания людям.

С того времени европейская культура пошла по пути символизма, абсурда и нагромождения деталей, которые закрыли пустоту мысли и чувств.

Сколько времени журналисты расписывают секретные вымыслы, несуществующую глубину и удивительную улыбку очень неприятной дамы Моны Лизы. И никто не скажет, что шедевр очень сомнительного свойства и никакой глубины не несет. Но Мона Лиза – кумир пустоты. Как же с ней, как и с Шекспиром расстаться? Они знаменуют собой именно начало того момента, с высоты которого Европа провозгласила отмену культуры вообще.

Знаменательное событие, но закономерное. Человеку нечего сказать ближнему и самому себе. Все, что ему оказалось нужно – это собственное «я», стремящееся запомниться миру любым способом, от пустоты до абсурда.  Все, к чему он стремится, стать кумиром, стать видимым всем, даже если он голый.

Страх смерти и небытия переродился в жажду самоутверждения через отрицание, абсурдность, глупость и вызов.

Сочинить нелепость, забыть о психологии, о смысле, о любви и страдании гораздо проще и эффектней, чем трудиться над познанием себя и ближнего.

Итогом нынешнего свободного творчества и превознесения кумира Шекспира стала нынешняя молодежь. Окунувшись в современное искусство лжи, безнадежного абсурда, фантазии, замешанной на мистическом первобытном страхе, на внешней жестокости, переходящей в цинизм вседозволенности, она легко отринула все наследие классиков, от музыка и живописи до литературы и философии. Молодежь не хочет трудиться и познавать,  она хочет только самоутверждаться в собственном «я», а без груза классики и знаний, это очень легко. Она не приемлет классику, потому что это скучно и мрачно. А Шекспир при всех его трагедиях и трупах, это увлекательно, замысловатое и интригующее зрелище.То, что вызывало неприятие у Толстого, а именно:

Все лица как этой (Король Лир), так и всех других драм Шекспира живут, думают, говорят и поступают совершенно несоответственно времени и месту. Действие «Короля Лира» происходит за 800 лет до рождества Христова, а между тем действующие лица находятся в условиях, возможных только в средние века: в драме действуют короли, герцоги, войска, и незаконные дети, и джентльмены, и т. п.

Выдуманность положений, не вытекающих из естественного хода событий и свойств характеров, и несоответственность их времени и месту усиливается еще теми грубыми прикрасами, которые постоянно употребляются Шекспиром в тех местах, которые должны казаться особенно трагичными.

теперь составляют смысл всего художественного творчества наших дней.

А если пьеса все-таки классическая и правдивая, ее превращают в балаган, путем перестановок во времени, нелепостью одежды, несоответствием эпох, характеров и переживаний.

Для утверждения этой абсурдности, лживости и нелогичной фантазии современного искусства нужна отмена культуры, которая завершила бы разрыв человека с его историей, его человечностью и правдой жизни. 


Гамлет
Гамлет


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
AFFILIATE LINKS - пост содержит партнерские ссылки ; предоставлено для обзора Всем доброе утро и хорошей недели:)! На днях у меня закончился этот очень недешевый чудо-крем, в котором обещаны, понятное дело, золотые горы, но так ли это на самом деле? Пока не забыла о своих ...
5 лет назад склероз временно попустил и припомнил я, что остался нерешённый вопросец в set'е открыток за Киото. Пришлось всё бросить и углУбиться в пучину расследования. ВНЕЗАПНО гражданское общество, которое обычно уклоняется от активной жизненной позиции в пользу мещанства и пошлой ...
После того, как я написала статью о бассейне "Дельфин" , которая очень бурно обсуждается в самых разных социалках и сегодня, люди стали писать, подходить ко мне прямо на улице, и просить поднять тему детских дворовых площадок. Люди жаловались, что в нашем любимом городе нет места ...
Фото © Reuters. Намедни 70 лет одной ядерной сверхдержаве стукнуло. Такой сверх -, что и #США не гнушаются называть её своим главным геополитическим противником. Даже воюют с ней – залпами , но без выстрелов. Конечно, праздник не без проблем: и с экономикой не всё ладно, и ...
Ну что, котятки, пришла пора рассказать вам про подростковый секс. Потому что, как я понимаю, кроме меня вам про него никто не расскажет правду. Да и не только правду. Вам вообще про него никто и ничего не расскажет. Потому что люди считают, что если о нем не говорить, его не будет. Но в ...