Шатура. Город-сад

Шатура строилась с нуля, места для строительства здесь было много, лесов в качестве источника строительного материала тоже хватало. Работу над проектом поселка-сада при Шатурском Государственном болоте в 1918-1920 гг. вело Архитектурное исполнительное бюро Главторфа. Подобная работа рассматривается как «начало широкого жилищного строительства на других торфяных месторождениях» и предусматривает возведение по той же программе при станции «Электропередача» 1 центрального поселка (на 1000 чел.) и 8 рабочих сезонных поселков, располагаемых непосредственно на разработках (около 500 чел. каждый). Бюро Главторфа привлекает для проектирования архитекторов: Л.А. Веснина, В.Е. Дубовского, А.Л. Пастернака. Причем, проектирование рабочих поселков на торфяных разработках целенаправленно основывается на принципах города-сада: «искусство планировки населенных мест имеет за собой известную систему положительных правил, далекую, конечно, от канона, но, тем не менее, обязательную (…) в Англии создались лучшие образцы планировки поселков и городов-садов (…) состоящую в выработке плана поселения и в установлении принципов строительства и организации жизни населенных мест». К тому времени у Дубовского уже был опыт проектирования города-сада Рублёво под Москвой.

Посёлок-сад Шатура чётко делится на два вида застройки с разными типами домов как по архитектуре, так и по материалам и по назначению. В строительстве ГРЭС принимали участие иностранные специалисты: немцы занимались монтажом и наладкой котлов, возможно и ещё чем-то. Для них был построен небольшой посёлочек в непосредственной близости от ГРЭС. И архитектура зданий этого посёлка вполне европейская. В разных местах я встречал разную информацию о том, кто строил: есть версия, что англичане, есть - что немцы. Но вполне может быть, что строили и наши по немецким проектам. Вполне европейского вида посёлок состоит из трёх двухквартирных коттеджей, одного многоквартирного и одного блокированного двухэтажного дома на 28 квартир. Ещё один такой же дом находится ближе к нынешнему центру Шатуры.
2.

3. В дополнение к жилым домам было построено общественное здание, по всей видимости, баня. Может быть в этом здании было и ещё что-то, например аптека или магазин.

Дома стоят по обе стороны улицы, названной в честь Александра Васильевича Винтера, начальника строительства Шатурской ГРЭС. До Шатуры он построил первую в России районную электростанцию на торфе "Электропередача", про которую я рассказывал год назад. ныне это ГРЭС-3 имени Классона в городе энергетиков Электрогорске. Там, кстати, есть тоже свой город-сад, но дома другие.
4.

5. Ул. Винтера, дом 10, многоквартирный коттедж. Дому 100 лет, а выглядит почти как новый. В 1920-е ещё не разучились делать качественный кирпич.

6. Дом № 8 - коттедж на две больших квартиры.

7. Дом № 6, тоже на две квартиры. Погода подкачала, конечно.

8. Дом № 4.

9.

10. На другой стороне улицы стоит всего один жилой дом, но он большой, в форме расплющенной буквы "П"..

11.

12.

13. Совершенно нетипичная для Подмосковья архитектура.

14.

15. Из этих шести домов и состоит улица Винтера. Символично, что дома, построенные в немецком стиле для немецких специалистов, стоят на улице, названной в честь этнического немца.

16. Метрах в 500-600 к северо-западу от улицы Винтера стоит ещё один такой же дом на 28 квартир.

17. Его адрес - ул. Радченко. 16. Иван Иванович Радченко - начальник Главторфа, организатор торфяной промышленности страны.

18.

19. Вторая часть города-сада состоит уже из деревянных домов, по большей части двухквартирных, построенных по индивидуальным проектам. Таких домов около полутора десятков.

20. Дома эти стоят вдоль улиц Московской и Красноармейской.

21. Дома построены не по типовым проектам, каждый по своему.

22. Кто авторы этих проектов - не знаю точно, но, скорее всего, те же Леонид Веснин и Валентин Дубовской, которые делали проект всего посёлка.

23. Снег кончился. стало повеселее.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Эпоха строительства городов-садов в СССР длилась около 10-ти лет, потом идею эту идеологически осудили. Всё-таки она подразумевала кое-какие западные ценности: местное самоуправление, частную собственность, что противоречило коммунистической идеологии. На смену городам-садам пришли дома-коммуны. В 1930-1970-е гг. идея города-сада если и упоминается, то лишь в критических статьях, как отрицательный пример нежизнеспособной концептуальной модели и не заслуживающей подражания градостроительной практики.
Эти два посёлка, кирпичный и деревянный, - самое интересное из того, что я увидел в Шатуре, ради них стоило приехать. Хотя, когда планировал поездку, упор у меня был на другое, так что можно считать это приятным сюрпризом.
|
</> |