Шарада — Трика — Троица
klyos — 22.11.2024Кашмирская Шарада. Часть III
Под шарадой мы привыкли понимать словесную загадку... Однако смысл этого слова намного шире.
Кашмирские пандиты создали свою систему письма под названием Шарада.
Это система из брахмического семейства письменностей. В 8 и 12 веках использовалась в Кашмире и соседних районах для письма на санскрите и кашмири.
Но под именем «шарада» в Кашмире выступает также богиня Шарада (кашмирское имя богини Сарасвати), богини обучения и главного божества храма Шарада Пит в Кашмире (сейчас на территории пакистанской части Кашмира).
Шарада является трехсторонним воплощением богини Шакти: Шарады (богини обучения), Сарасвати (богини знаний) и Вагдеви (богини речи, которая выражает силу).
Троица — Тройственное проявление Божественного — Трика!
«Tрика» (त्रिक, trika — «Троица») — важнейшее понятие в кашмирском шиваизме — тройственное проявление Божественного — Шива, Шакти и Ану (элементарная частица, атом, индивидуальная душа).
Понятие троицы является основным в кашмирском шиваизме. Трика проявленa повсюду разными способами и на многих уровнях.
Трика в Шакти
— пара-шакти — высшая внутренняя энергия Единого;
— парапара-шакти (высшее-невысшее) — срединная энергия Единого, духовный мир;
— апара-шакти — низшая энергия Единого, лишённая сознания материя.
Трика знания
— праматри — познающий субъект;
— прамана — методы знания;
— прамея — объект познания.
В кашмирском шиваизме сознание является единственной реальностью (монизм), в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком.
Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утеряно ещё к началу Кали-юги (Кали-юга началась в полночь 18 февраля или 23 января 3 102 года до н. э. по григорианскому календарю, в момент, когда Кришна покинул Землю и вернулся в Вайкунтху), тогда Шива принял форму Шрикантхи на вершине горы Кайлас, где он, частично воплотившись в риши Дурвасу, передав ему тантрическое знание.
_______________________________________________________
Невесты из числа пандитов носят деджхур или деджихор — нить с шестиконечной звездой, которая крепится к уху и символизирует союз Шивы и Шакти (до замужества нить красная, а в доме жениха её меняют на золотую и добавляют к звезде золотые украшения).
Со времён средневековья пандиты носили туники канчука (мужчины — с длинными рукавами, женщины — с полурукавами). Богатые пандиты обоих полов украшали одежды драгоценностями. Головным убором служила разновидность тюрбана ширахшата, на ногах носили носки и кожаную обувь.
Среди знати была распространена павлинья обувь (маюропанах) и обувь с железной подошвой, которую смазывали пчелиным воском. И мужчины, и женщины из числа обеспеченных пандитов пользовались косметикой, эфирными маслами и следили за своими причёсками (например, у мужчин было принято носить цветы в волосах).
Главными праздниками кашмирских пандитов являются Махашиваратри (Гератх на кашмирском) и Наврех (кашмирский Новый год по лунному календарю).
Главными центрами паломничества кашмирских пандитов являются пещеры Амарнатх (ледяной лингам Шивы), храм Кхир Бхавани, посвящённый Парвати (деревня Тулмул к северу от Сринагара) и храм Шанкарачарья, посвящённый Шиве (холм Соломона у озера Дал в Сринагаре).
Другими важными паломническими центрами являются гора Хармукх к округе Гандербал, где, по преданиям, проживал Шива, и озеро Гангбал у подножия горы, руины храма Шри Мартанд, посвящённого Сурье (окраина Анантнага), и храм Махакали в Сринагаре (где?). За линией контроля в Азад Кашмире остался важный религиозный центр пандитов — руины древнего храма Шарада Питх.
Шарада Пит — это разрушенный индуистский храм и древний центр обучения, посвящённый богине Шараде, расположенный в долине Нилум в Пакистаном Азад Кашмире (в 10 км от границы). Между 6 и 12 веками нашей эры это был один из самых известных храмовых университетов на Индийском субконтиненте.
В 1422 году н.э. мусульманский султан Зайн-уль-Абидина посетил храм в поисках видения богини, но рассердился на нее за то, что она не явилась ему лично. В отчаянии он уснул во дворе храма, где она явилась ему во сне.
В 16 веке Абу-л-Фазл ибн Мубарак, великий визирь императора Великих Моголов Акбара, описал Шарада Пит как "каменный храм " ...и относится с большим почтением". Он также описал популярную веру в чудеса в святилище: «считается, что на каждую восьмую десятину светлой половины месяца оно начинает трястись и производит самый необычайный эффект».
Храм был известен своим Троном Всеведения (Сарваджня Питхам), подразумевавшим, что на нём может сидеть лишь всеведущий.
Храм также прославился своей библиотекой.
В соответствии с верой кашмирских пандитов в то, что на источник, являющийся обителью богини, не следует смотреть прямо, в святилище находится каменная плита, скрывающая источник от глаз, который, по их мнению, является источником, в котором богиня Шарада открыла себя Сандилье.
Сегодня Шарада Пит продолжает фигурировать в традициях не только кашмирских пандитов, но и южноиндийских брахманов. В начале формального образования некоторые секты брахманов ритуально падают ниц в направлении Шарады Пит.
Говорят, что общины браминов Сарасвата в Карнатаке также совершают ритуал перемещения на семь шагов в сторону Кашмира, прежде чем вернуться назад во время церемонии Ягнопавит.
Храм сыграл важную роль в развитии и популяризации письменности Шарада в Северной Индии, в результате чего Кашмир получил прозвище «Шарада Деш», что означает «страна Шарада».
До настоящего времени храм недоступен для паломников, хотя находится всего в 10 км от линии разграничения в Кашмире.
Трика Шарады
— загадка
— письменность
— богиня