«Город Солнца»

Кашмирская Шарада. Часть II
Само название столицы Кашмира — Сринагар (Шринагар) — переводится как «Город Солнца». Но есть и другие варианты...

shri-nagara интерпретируют двумя способами: один из них — «Город «Шри» (श्री), город богини процветания, что означает «Город Лакшми» и другой — sūrya-nagar , что означает «Город Сурьи» — «Город Солнца».

Джелам или Ветаста — река, протекающая через Сринагар, и берущая здесь своё начало (богиня Ветаста — дочь Шивы). Ветаста яаляется священной у кашмирских брахманов.
Название Кашмир является сокращенной формой «Кашьяпа Мира», или «озера мудреца Кашьяпы». В некоторых Пуранах говорится, что Кашьяпа осушил Кашмирскую долину, чтобы сделать ее пригодной для жизни. До этого это была земля Нагов.

божественная или полубожественная раса получеловеческих, полузмеиных существ , которые обитают в подземном мире (Патала) и иногда могут принимать человеческую или получеловеческую форму. Некоторые кланы кшатриев, кхмеры и иламцы (ланкийские тамилы), заявляют о своем происхождении от этой расы.

Во время правления Ашоки Великого (304–232 гг. до н. э.) Кашмир стал частью империи Маурьев, и в Кашмире распространился буддизм.
Его империя охватывала большую часть индийского субконтинента. После жестокой войны с Калингой он посвятил себя распространению «дхармы» и праведным делам.

Столица под названием Шринагари была построена в долине Кашмира уже другим Ашокой (династия Гонанда) в VI веке. Согласно Раджатарангини Калханы, он построил храм Шиве и принял доктрину Джины (джайнизм).
Город взял название более ранней столицы, которая, как полагают, была основана ещё Маурьями в его окрестностях.

Династия Каркота (625–855 гг. н. э.) правила Кашмиром и некоторыми частями северной Индии. Их правление привело к экономическому процветанию и превращению Кашмира в центр культуры и науки.
Ади Шанкара посетил город в VIII веке и основал здесь храм Шанкарачарьи (существует до сих пор), посвящённый Шиве.

В XIV–XVI веках старый город значительно расширился. Сринагар превращается в центр искусств и ремёсел — производство шалей (кашемир) и ковров, папье-маше и резьбы по дереву.

В конце XVI века город стал частью Империи Великих Моголов, многие из императоров которой использовали его в качестве своего летнего курорта.
В 1587 году Кашмир завоевал падишах Акбар I Великий. В его правление жизнь и имущество кашмирских пандитов были защищены, многие из них получили высокие правительственные должности при дворе Великих Моголов.

В это время в городе и вокруг озера Дал было построено множество садов (Сады Моголов), из которых наиболее известны Шалимар и Нишат.




Город был резиденцией императора Акбар I, который пытался утвердить в стране новое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), пытавшееся в себе объединить индуизм, зороастризм, ислам и отчасти христианство.
Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».
Искусство периода Моголов




В этот период город также назывался просто Кашмир или Шахр-и-Кашмир — букв. «Город Кашмир».
Именно Акбар, восхищённый учёностью и интеллигентностью кашмирских брахманов, даровал им звание пандит (для многих оно стало и фамилией).
В Кашмире жило много выдающихся учёных, поэтов и богословов. В 9 веке здесь жил Васугупта (ок. 875–925 гг. н. э.), написавший «Шива-сутры», которые стали основой для монистической системы в шиваизме, названной кашмирским шиваизмом (кашмирская тантра).
Продолжение следует