Адыги Мамхеги. Тайны Кавказских гор

Эвлия Челеби, турецкий путешественник 17 века (имевший, кстати, абхазские корни), оставил удивительные описания, фактически, ведических обычаев небольшого адыгского племени (субэтноса) — мамхегов, поживавших в труднодоступных горных лесах междуречья рек Белая (Сагваса, Щхьэгуащэ, гуашъэ - богиня) и Курджипс.

Приведу цитаты из его «Книги путешествий».
«Когда у них родится девочка или мальчик, все они, собравшись вместе из разных мест, плачут день и ночь. А когда один из них умрет, они также собираются все вместе, располагаются вокруг умершего, едят и пьют, смеются и играют, поют песни: „Варада, варада, варада“.»

То есть "смерть" для них является переходом в лучший мир, а рождение в этом мире имеет "отрицательную окраску".
«Здесь выступают и сказители удивительных повестей. Они опоясываются оружием, берут в руки десять-пятнадцать тонких четырёхугольных дощечек, притом берут их так, что они соединяются вместе. Прославляя величавую внешность, твердость характера, мужество покойного, его деяния и свершения, они в начале каждой фразы заставляют дощечки издавать грохочущие и щелкающие звуки, так что в начале каждой фразы они этими тонкими дощечками делают „чикыр, чикыр“.»

Тэбу де Мариньи (1793—1852) — дипломат, географ, археолог, коллекционер древностей, художник. С 1820-х вице-консул Нидерландов в Феодосии, потом в Одессе, консул (1830), генеральный консул Нидерландов в портах черноморских и азовских (1848); в 1840-х владелец и капитан брига «Юлия».
Другая поразительная черта — не воинственность этого адыгского племени.
«Это народ ремесленный, невоинственный. Их по крайней мере 10 000, и нет у них вождей и правителей. Только в каждом стойбище имеется по одному — два человека управителей, достойных и отличаемых, называемых «такаку», то есть священниками. Не будучи людьми Писания, они не придерживаются известных религиозных предписаний. Они не ведут торговли ни с одним народом, а также не смешиваются ни с каким иным племенем, не берут оттуда девушек и сами не дают. С людьми из другого народа они не делят трапезу. Другие народы тоже совсем не общаются с ними. А их скот имеет на шеях бубенчики и ботала, поэтому пасется в горах без пастухов. А гостю они оказывают исключительное внимание и ничего у него не крадут. Крови не проливают и не ходят на войну.»

Мамхеги относились к демократическим адыгским племенам — к тем, кто изгнал из своих общин князей или ушли в горы с дворянских земель. Численность демократических племён у адыгов была значительной! Кроме мамхегов, это — шапсуги, натухаевцы, абадзехи. Интересный факт: коллективизация в Адыгее, в отличие от многих других регионов Советской России, имела почти стопроцентный успех! Все аристократические роды эмигрировали в Османскую империю ещё в 19 веке. Коллективизм и взаимопомощь были свойственны адыгскому народу.
Если обратиться к традициям в питании, то здесь также масса любопытных моментов. Фактически «вегетарианская кухня»)))
«Меду и сыру они не едят. Они также не едят ни кур, ни свиней. Не едят они и те продукты и съестные припасы, которые берут у кого-нибудь. Когда у них есть для еды бобы, горох, просяная каша, они не едят мяса зарезанных ножом животных. Только в тех случаях, когда нет иной нищи, они режут и едят жирную скотину. У них много овец, ягнят и коров, а свиней нет. Пьют эти люди медовуху, а бузы не пьют».

Эвлия Челеби является вторым автором, кто зафиксировал обряд воздушного погребения у адыгов, в частности он описал это у мамхегов:
«Совершив разные обряды, сказители собирают народ к изголовью умершего. Это — удивительное и редкостное зрелище. После этого они помещают умерших в специальной раке на ветвях большого дерева в горах. Потому что, если зарыть в землю, в ту же ночь труп откопают и съедят медведи — отшельники величиной со слона, подобные медведям Германии. Потому-то и помещают трупы умерших на ветвях деревьев. Однако трупы бедняков зарывают в землю, наваливают груды земли, сверху кладут крупные деревья, камни и срубленные кусты. Затем в течение нескольких дней с ружьями стерегут мертвого, спасая от медведей и волков.»
Краевед Н. А. Дьячков-Тарасов сообщал, что мамхеги составляли следующие аулы: Тлевцежевы — на реке Кубиок, впадающей в Белую; Патукай — в шести верстах от Майкопа на р. Куро; Духхабль — в версте выше ст. Курджипской; Хачемзий — на месте нынешнего поселка Тульского; Дачехабль — между Курджипсом и Белой; Кураль — центральный аул мамхегов, на водоразделе между Белой и Курджипсом.
Несмотря на миролюбивость мамхегов Кавказская война прошлась «смерчем» и по их земле. В 1823 году полковник Коцарев учинил резню в аулах мамхегов. Они были вынуждены были искать убежище среди абадзехов.
Да, Кавказская война вызывает много вопросов!
|
</> |