Сериал "Неверные" - женский алкоголизм не лечится

топ 100 блогов ruslanviktorov15.12.2024 с.jpg

Потеряв себя, Ольга Шилковская лишается и единственного сына. Когда муж забирает у нее ребенка, она принимает решение вернуться к адвокатской практике и делает карьеру на бракоразводных и семейных процессах. Но спасти себя оказывается сложнее, чем стать медийным и успешным адвокатом. К Ольге приходят за помощью, когда оказываются в безвыходной ситуации и нет возможности разрешить конфликт мирным путем. Она находит нестандартные выходы из положения, чтобы не доводить дело до суда. Никто не знает, как тяжело это дается ей на самом деле.



Красивая женщина за рулем попадает в очень некрасивую историю. Алкоголь в крови и ребенок на заднем сиденье — неважное сочетание, еще хуже — когда по вине нетрезвого водителя случается авария. Стоит ли удивляться, что уже в следующей сцене героиню, адвокатессу/адвоката и мать Ольгу Шилковскую (Оксана Акиньшина) лишают родительских прав? Тут и самый сочувственный зритель осуждающе покачает головой и будет прав, несмотря даже на тревожные флешбэки, которые намекают, что бывший муж (Иван Добронравов) тот еще абьюзер. Проблемы Ольги этот факт, может, и объясняет, но не исчерпывает и тем более не решает. Самый дельный совет Шилковская слышит на выходе из зала суда от равнодушной соцработницы из службы опеки: «Возьмите себя в руки, найдите работу, жилье приведите в порядок, а там и о восстановлении родительских прав можно подумать». Сделать это, конечно, сложнее, чем сформулировать. Потому что попробуй встройся в общество без привычной социальной смазки.

«Неверные» — название в первые две серии остается загадкой, которая, хочется надеяться, прояснится в будущем,— выстроены как история социального камбэка лишившейся всего московской юристки и этим похожи на «Хорошую жену» — с той разве что разницей, что пьющую героиню Оксаны Акиньшиной, в отличие от обманутой мужем героини Джулианны Маргулис, поначалу будет непросто пожалеть, ведь она вроде бы сама во всем виновата. Пока Ольга борется с алкогольной зависимостью, обстоятельствами и клиентами, которых получает, устроившись в юридическую фирму своего друга юности, авторы вступают в схватку со зрительским самомнением и предубеждениями. Алкоголизм ведь, мягко говоря, стигматизирован, это недуг, в котором трудно признаться даже себе самому, не то что другим. Поэтому таким сильным жестом выглядит банальная по меркам современного мирового кино фраза на встрече анонимных алкоголиков: «Привет, меня зовут Оля, и я алкоголичка».

Механика запоев и причин, которые отправляют в них благополучного человека, описана сценаристами и режиссером достаточно внятно и в то же время довольно дежурно. Понятно: бутылка — первое средство борьбы со стрессом, ухода от невыносимой для тонких натур реальности, инструмент для того, чтобы справиться с социальным давлением. Понятен и не особенно предосудителен алкогольный кураж на фоне пластмассового мира «как у людей», который буквально представлен на экране в виде стерильных полупрозрачных офисов, дорогих типовых апартаментов, пустых и чистых детских площадок в закрытых дворах и столь же формализованных, стесняющихся глубины и труда в понимании другого человеческих отношений. А допустить, что в российских судах подташнивает даже тех, кто сроду не брал в рот спиртного, вообще проще простого. Но авторам этого мало — на помощь идет генеалогия Шилковской, детские травмы: оказывается, алкоголь сгубил когда-то Олину маму, которая выходит из тюрьмы в финале второй серии. «Заедем в магазин, надо отметить»,— примерно первое, что говорит отсидевшая бабушка.

Оживить эти драматургические схемы и усредненные риторические фигуры (вроде плакатно осуждающих Ольгу пассажей бывшего мужа Артема), наверно, было бы трудно, если бы не игра Оксаны Акиньшиной, которая вытягивает образ одуревшей от всеобщего лицемерия и запившей умницы-красавицы. Благодаря ей героиня может быть в одной сцене психопаткой, в другой — заботливой мамочкой и жертвой, в третьей — азартным охотником на кураже. Качели состояний, зависящих от количества выпитого и чувства вины, неизбежного в фазе похмелья, она демонстрирует с обезоруживающей достоверностью. Тут «Неверным» действительно повезло.

Другое формальное преимущество сериала — в приеме «ненадежного рассказчика», на котором он выстроен драматургически и монтажно. Детективу (а каждая серия «Неверных» — это попытка установить истину в том или ином судебном расследовании) ситуация, когда верить нельзя никому, добавляет остроты. Тут, как в «Докторе Хаусе», «все врут», и только Шилковская даже под кайфом умудряется сохранять чуть большую адекватность, чем те, кто обратился к ней за помощью. И это, в свою очередь, помогает держать эмоциональную связь с героиней: при всех своих разгулах она чаще всего смотрит на вещи трезвее тех, кто одурманен правилами приличий и нормами поведения.

Да, пожалуй, натяжкой было бы утверждать, что отечественное кино до «Неверных» никогда не высказывалось на тему алкоголизма, а если сузить, табуированного женского алкоголизма. Но «Неверные» и героиня Акиньшиной (следуя терминологии Данелии и Володина, она — «алкач» и «ходок» в одном лице), вышедшие из-под крыла автора идеи Анны Колчиной и шоураннера Анастасии Корецкой, столь отважны в своей схватке с повседневным нашим ханжеством и комфортом вовремя закрытых глаз, что уже за это стоит сказать им спасибо.

Состав актеров шикарный, а вот сценарий и сам сериал скучноват, иногда приходится мотать, увы. Акиньшина - великолепна.

Моя оценка: 3 балла из 5.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В этом году Сбербанк отмечает 170-летие. Помимо рекламных роликов в ретростилистике на ТВ типа: "А чем вы будете расплачиваться? Ею! Ею? - И у всех падают вилки на стол... " Сбер подготовил ряд интересных и практичных проектов для думающих людей. а ...
Вот и закончилась эпоха. Следующую Лару Крофт будет играть уже не Анджелина Джоли, а новая актриса, Алисия Викандер (на фото) . Хотя, мне кажется что на роль Лары Крофт она совсем не подходит, какая-то миленькая, домашняя, худощавая, невысокая, не броская. В то время как Лара Крофт муску ...
Международная команда астрономов обнаружила экзопланеты у двух солнцеподобных звезд. Об этом говорится в статье, опубликованной в недавнем выпуске журнала Astronomy & Astrophysics. Одна из этих звезд, известная под обозначением TOI-2141, расположена на расстоянии 250 световых лет от ...
Сегодня мы выложим видео, где покажем как можно давать «пять» по-разному)) Между прочим это далеко не все варианты, уже на ходу ...
Недалеко от консерватории на балконе живут ...