Семья - это команда (с)
ru_psiholog — 10.04.2012 Для желающих провести сегодняшний вечер, ломая голову, - задание.В Израиле младшего школьника учителя описывают по пунктам «анкеты функционирования», я называю её «Что он может хорошо». За очень хороший уровень умения ставится 10 баллов, за полное неумение ставится 0 баллов. Анкету передают психологу, который сравнивает «слабые места» по мнению учителей и «слабые места» по итогам психологического тестирования. Учителя могут быть предвзятыми к ребёнку, тестирование нейтрально. По итогам наблюдений учителей и данных тестов выявляют так называемые «психотерапевтические мишени», чем заниматься в коррекционной работе.
Перечень вопросов условно рассчитан на третьеклассников, в реалиях прошлого века – на выпускника церковно-приходской школы. Минимум образования. То, что по идее, хорошо умеют и бабушки-дедушки, и мамы-папы, и школьники-дети. Я предлагаю вам творчески отнестись к данной процедуре с позиций
(1) Знаете ли вы проблемы и ресурсы тех, кто с вами в одной семейной лодке?
(2) Что они могут делать хорошо? А чего не могут?
(3) Соотносите ли свои ожидания от них с их возможностями?
(4) Какие «психотерапевтические мишени» вы нашли у себя?
Семьёй считаются мама, папа, муж, жена, сын, дочь, словом, три поколения. Для каждого из них (и для себя, если способны объективно к себе отнестись) вам нужно проставить оценку в баллах, что делает на ноль, а что на десять, из приведённого ниже перечня. Перевод с иврита.
© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010
РЕБЁНОК-РОССЫПЬ
Примечания
Функционирование ребёнка, детальное описание (проставьте оценки от 0 до 10):
Точность чтения, читает бегло, без запинок
Способность пересказать содержание текста на информативном уровне
Толкование письменного текста и выведение выводов по тексту
Понимание письменных инструкций
Письменное самовыражение (ясно формулирует идеи и мысли)
Письмо без описок
Организация письменной строки в пространстве листа (ровная строчка, соблюдает поля)
Почерк разборчивый, читабельный
Письмо (процесс: как держит карандаш, размер букв, темп письма)
Словарный запас в соответствии с возрастом
Выговаривает слова чисто
Пользуется устной речью в будничных ситуациях, чтобы выразить свои потребности
Правильно строит устные высказывания (предложения)
Грамматически правильно изменяет слова (части речи)
Размышляет вслух, может объяснить словами
Творческое словесное выражение (сюжет, персонаж, описание)
Понимание словесных указаний и правильные действия в соответствии с ними
Четыре основных арифметических действия
Понимает смысл арифметических понятий и действий
Знание понятий и фигур в геометрии
Решение словесных математических задач
Правильное употребление словарного запаса математических понятий и символов
Физическая выносливость (не устаёт в играх и деятельности)
Осанка (прямая спина, тонус мышц)
Движения (идёт и бежит легко и гармонично)
Готовность к учёбе (организация на рабочем месте)
Правильная интерпретация социальной ситуации (реакции, ожидаемые соответственно ситуации)
Привычка к распорядку учебного дня
Соблюдает правила поведения в школе (не мешает в классе)
Самооценка, уверенность в себе
Здравомыслие (думает, прежде чем делает, удерживает себя от импульсивных поступков)
Хорошие отношения со взрослыми (педагоги и другие)
Способность совладать с разочарованием и фрустрацией
(5) А ваших детей в школе по таким же пунктам учителя описывают?
Искренне ваша,
Ольга Викторовна
|
</> |