СЕМНАДЦАТЬ БЕГЛЕЦОВ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА. КРЫСИНАЯ ТРОПА

Когда речь заходит о «крысиной тропе», мы представляем её в духе романов о Штрилице. Как известно, раненного советским воином-освободителем штандартенфюрера СС вытащили прямо с поля боя подростки гитлерюгенда, затем, меняя конспиративные квартиры и тайные убежища перевезли в Ватикан, после чего переправили в Испанию. Всё это время Штирлиц был без сознания, и только в Испании пришел в себя. 27 октября 1945 года (однако!), заново научившись ходить, Штирлиц отправил письмо из Мадрида по известному ему адресу в Стокгольм. Ответа оттуда не поступило. Война кончена – опорная база советской разведки ликвидирована. А 12 октября 1946 года в Мадриде на авениде Хенералиссимо к нему подошел невысокий человек в тяжелых, американского кроя, ботинках и сказал: «Я представляю организацию, которую возглавлял Аллен Даллес».

Самое смешное, что по сути всё правильно. То есть и Ватикан, в качестве перевалочного пункта, и датировки. Но конечно же, человек, который утверждает, что с мая по октябрь был без сознания, очевидно врёт. «Поскользнулся, упал, очнулся на авениде Хенералиссимо, где ко мне подощёл высокий блондин в чёрном тяжеловесном ботинке».
Штрилиц (то есть его неизвестный нам прототип), действительно мог получить почтовый штамп на конверте, датированный октябрём сорок пятого года. Вопрос в том, что он делал и где был предыдущие шесть месяцев между взятием Берлина советскими войсками и датой отправки письма из Мадрида.
Мы можем попробовать восстановить события жизненного пути Штирлица по судьбам коллег и приятелей нашего героя по РСХА.
Вот, к примеру, группенфюрер Людвиг-Герман («Буби») фон Альвенслебен. 6 октября 1943 года назначен руководителем СС и полиции в Николаеве. С 29 октября по 25 декабря 1943 года был высшим руководителем СС и полиции района Чёрного моря (со штабом в Николаеве) и областей группы армий «А». Руководил карательными акциями на территории Крыма и прилегающих областей. 9 ноября 1943 года произведён в группенфюреры СС и генерал-лейтенанты полиции. 11 февраля 1944 года назначен высшим руководителем СС и полиции в Дрездене и командиром оберабшнита СС «Эльба».
В апреле сорок пятого Альвенслебен оказался в британском плену. В конце 1945 года он совершил побег из британского лагеря для интернированных лиц . После короткого пребывания в Шохвице в 1946 году вместе со своей семьей Альвенслебен перебрался в Аргентину.
Вальтер Рауфф, штандартенфюрер СС, служил в СД, а потом в РСХА. Начальник технической службы. В конце войны Рауфф сдался в плен американцам и был помещён в лагерь для интернированных лиц , откуда бежал в декабре 1946 года. В конце 1940-х годов служил в секретной службе Сирии, но после падения его покровителя президента Хосни бежал в Эквадор.
Вишенкой на торте может послужить история Адольфа Эйхмана. Весной 1945 года Эйхман под именем Адольф Барт в чине оберефрейтора люфтваффе он попал в плен к американцам. Так как в силу татуировки он не смог скрыть своей принадлежности к СС, представился унтерштурмфюрером СС Отто Экманом и был направлен в лагерь военнопленных В феврале бежал из лагеря и устроился в Коленбахе на работу лесорубом. После того как в 1948 году фирма закрылась, он снял в Альтензальцкоте комнату за 10 марок в месяц, купил около сотни кур и жил за счет продажи яиц и курятины. В 1950 году с помощью немецко-католического окружения австрийского епископа Алоиза Худаля эмигрировал в Аргентину.
Просматривая биографии нацистских военных преступников, как ушедших по крысиной тропе, так и попавших под трибуналы союзников и немецкие денацификационные суды, мы видим, что никакого повального бегства в мае 1945 года в их рядах не отмечается. Все они спокойно дожидались англо-американцев, а потом или садились в лагеря или старались просто не попадаться на глаза оккупационной администрации. Многие предпочли отсидеть своё и спокойно жить дальше (иногда недолго).
Вот, к примеру, Фридрих Панцингер. Это уж гестаповец из гестаповцев, самая мякотка. Панцингер, можно сказать, был большим Мюллером, чем сам Мюллер. Командир «образцовой» айнзацгруппы А, руководитель отдела IV A (борьба с противником) центрального аппарата гестапо, то есть его боевой, карающей десницы. Этот деятель, казалось бы, должен был бежать в Южную Америку в первых рядах. Но нет. По окончании войны он остался в Линце. В октябре 1946 года был арестован и экстрадирован в СССР. 22 марта 1952 года был дважды приговорён в Москве к 25 годам годам трудовых лагерей. В качестве неамнистированного военного преступника в сентябре 1955 года был передан ФРГ и освобождён. Вернувшись, Панцингер стал сотрудником БНД под руководством Гелена, а с 1959 года работал в трастовой компании.
В том же году против него прокуратурой Мюнхена было выдвинуто обвинение в убийстве генерала Месни. Пацнингер был арестован в своей мюнхенской квартире и 8 августа 1959 года совершил самоубийство.
Как видите, даже такие нацистские бонзы, запятнавшие себя в крови бесчисленных жертв айнзацгрупп, нажившие себе множество врагов в странах-победительницах, имевшие все возможности покинуть разбитую Германию, оставались в стране. Немцы вообще никудышные конспираторы, что же касается каки-то сетевых структур, способных к самоорганизации не по вертикали, а по горизонтали, то здесь у них всё очень плохо. Так что пресловутая OdeSSa это просто одесский анекдот.
Множество нацистских палачей второго эшелона никуда не бежали и особенно не прятались. И вовсе не потому, что мечтали валить лес в солнечном Коми, быть повешенными поляками или чехами или быть застреленным при попытке к бегству, чем любили побаловаться «тоже победители» французы. Просто «крысиная тропа» была проложена не нацистами и не для нацистов. Вернее сказать, не для всех нацистов.
Крысиная тропа была проектом Ватикана, контролировалась Святым престолом и уйти по ней мог далеко не каждый.
Отнюдь не каждый. Поэтому вопрос о предполагаемом побеге Бормана и Мюллера не так уж прост и однозначен...
|
</> |