Селедка под шубой и "геополитическая катастрофа"
p_syutkin — 13.12.2016 Наступила пора постить советскую новогоднюю еду. У меня к СССР достаточно сложное отношение. Воспоминания юности – это одно. А нынешняя возня пропагандистов насчет того, как же это хорошо и стабильно, когда царек до смерти за власть держится… Ну, это на любителя.Вот почему, заводя разговор о советской эпохе, я привожу слова, которые мы с Ольгой Сюткиной писали в нашей книге «Непридуманная история советской кухни» (2013):
«А в жизни, как и всегда, все было сложнее. И нельзя сказать, что картинки так уж врали. Нет, в каждом из нас с детства сохранилось это ощущение счастья. И да, мы помним, как детьми листали эту «Кулинарию» (1955 года издания), как любовались на иллюстрации, думали о чем-то своем радостном и чудесном. А потом был Новый год с салатом «оливье», цыпленком табака, пирожным «картошка» и полной хрустальной вазочкой конфет – «Мишка на севере», «Белочка» и «Коровка»…
Но это все про кухню и кулинарию. Вместе с тем при слове «советский» нас не покидают очень разные чувства. Одни из них простые, другие - трудно выразимые словами. Вот смотрите. Есть ностальгия по привычкам и блюдам нашего детства и юности. Мы испытываем искреннюю радость воспоминаний о тех предметах и образах, которые сопровождали нас много лет назад. Но существует и другое.
Есть злость по отношению к бесцельно потраченным годам, когда ты был ограничен нормами «социалистической морали и идеологии». Когда членство в комсомоле и КПСС было единственным «входным билетом» в профессиональную жизнь.
Есть презрение к «единственно правильной» точке зрения – будь то питание, образование или литература. Эта прививка не имеет срока давности. Для нашего поколения она – навсегда. И те, кто понял, что может быть по-другому, никогда не захотят вернуться к старому.
Есть отрицание всего, что связано с лозунгом «Общественное выше личного». Ничего подобного. Именно из индивидуального, личного и складывается это ваше «общественное». Которое часто является лишь маскировкой корпоративных интересов случайно пробившейся к власти группки людей, о которой в истории останется всего несколько нелицеприятных строк.
Для многих из нас фраза о том, что «крах СССР явился настоящей драмой» - не просто слова. Это во многом личная трагедия, очень непростые семейные воспоминания. Но при этом мы никогда не скажем, что это было «величайшей геополитической катастрофой XX века». Не скажем об этом, понимая, что все не так просто. Понимая, что и император Бокасса тоже говорил бы о крахе своей людоедской империи, как о величайшей катастрофе 70-х годов XX века в Африке. И «славный последователь социалистических идеалов» Пол Пот тоже очень искренне сожалел бы о кризисе модели социализма во всемирном масштабе.
Так вот, не надо путать. Есть яркие и незабываемые воспоминания детства и юности. А есть ностальгия по СССР и Брежневу (а то и Сталину), по порядкам, царящим в те годы. Вот это мы отложим для любителей подобного рода исторического «антиквариата». А сами сосредоточимся на культурологической составляющей нашего «кухонного» прошлого. Оставив для поклонников вождей и национальных лидеров широкую площадку для фантазий и реминисценций. В конце концов, каждому воздастся по его вере».
Текст этот, напомню, написан в 2013 году. И сейчас мы полностью готовы подписаться под ним. Что не всякий сегодняшний автор в России готов сделать со своими статьями 3-5 летней давности.
Ну, а теперь к еде. Вчера снимали интервью для норвежского телеканала NRK. Корреспондент Мортен Джентофт попросил шеф-повара московского ресторана Why Not Wine Дмитрия Шамбурова накрыть тот самый легендарный советский новогодний стол 1970-х годов. Понятно, что для ресторана это лишь игра. И никто этих блюд в сегодняшнее меню заведения не включает. Но подтверждаю: все было аутентично – смотрите фото. И породило у нас с Ольгой массу воспоминаний, которыми мы и поделились для норвежских телезрителей.
Советские мифы о еде и их разоблачение… Об одном из них – селедке под шубой – можно узнать в этом видео на нашем с Ольгой канале в youtube. Подписывайтесь на него: