Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Казакова

топ 100 блогов slavochkar29.08.2023


Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Казакова


Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Казакова. Это одна из самых необычных фигур в подпольной литературе 1960–1980-х, автор странных и чарующих текстов, для которого абсурд стал своего рода философической позой, позволявшей выжить в совершенно чуждой ему эпохе.

О биографии Владимира Казакова известно довольно мало. Родился в Москве в 1938 году, не получил высшего образования, с 1959 по 1962 год жил на Колыме, меняя экзотические профессии — промывальщик золота, взрывник, учитель у кочевых чукчей. Однако этот типично оттепельный эпизод, кажется, никак не отражается в его творчестве. Всерьез он начинает писать в середине 1960-х. В 1966 году знакомится с живым патриархом футуризма, восьмидесятилетним Алексеем Кручёных, и получает от него благословение. Вторым его наставником становится хранитель футуристических архивов, филолог, искусствовед и поэт Николай Харджиев. Во второй половине 1960-х несколько казаковских миниатюр печатают журналы (в том числе забавным образом «Сельская молодежь»). Больше прижизненных публикаций на родине у него не было — ни в официальной печати, ни в самиздате. Зато в начале 1970-х Казакова открывают на Западе. В Германии выходят две книги в переводе и пять по-русски. С начала 1980-х он живет затворником, почти ни с кем не общаясь, и умирает в 1988 году.

Почти всю свою жизнь Казаков писал по сути один текст, оборачивающийся то стихами, то драмой, то прозой. Из романа в поэму, из пьесы в шуточный экспромт кочуют реплики, жесты, ситуации. У него есть небольшой список любимых слов: часы, зеркала, окна, сталь, чай, гости, всадники, призраки; постоянные персонажи — Мадлон, Мелик-Мелкумов, Матрешечка. Все это элементы сквозного мифа, своеобразной сверхдрамы казаковского творчества — ночного чаепития на границе с потусторонним, в котором герои растворяются, время кончается, отражения бунтуют, идет кровавый дождь, а язык пожирает сам себя.

В этом письме очевидна авангардная генеалогия. Ее подтверждает постоянное упоминание имен великих учителей: Хлебникова, Маяковского, Малевича, Бурлюка, Филонова, Хармса — и конечно, Кручёных и Харджиева. Но также очевиден не то чтобы разрыв, но некое странное положение по отношению к этой линии.

Авангард — искусство радикальной новизны, открывающегося прямо сейчас будущего. Но будущее авангардистов закончилось в 1930-х, и в момент этой катастрофы авангард переродился в абсурд. Можно дать краткую формулу этого преображения: абсурд возникает, когда обрывается утопия, энергия, предназначенная для победы над солнцем, обрушивается со всей силой на самого субъекта. Здесь разрыв между Хлебниковым и Кручёных, с одной стороны, Хармсом и Введенским — с другой. Именно Введенский с его катастрофическим чувством языка, опаляющей «звездой бессмыслицы» был главным предшественником Казакова.

Ко времени вхождения Казакова в литературу авангард уже был археологией. Было несколько последних, случайно выживших динозавров, изредка устраивались выставки, с трудом можно было отыскать книги. В 1960-х и 1970-х некоторые поэты и художники, официальные и подпольные, пытались восстановить традицию. Однако попытки «современного авангарда» выглядели по преимуществу крайне неубедительно, и Казаков, в отличие от своих более наивных современников, это осознавал.

Будущего не было, а настоящее — советское или антисоветское — его совершенно не интересовало. Казаков не мог быть утопистом, но не мог быть и свидетелем катастрофы, потому что катастрофа уже давно свершилась, была чужой травмой. По своему складу он не был и меланхоликом, созерцающим руины утопии, неслучившееся «будущее-в-прошедшем».

Вместо всего этого он изобрел свое причудливое «не-время» и из текста в текст изучал его приметы: часы-зеркала, острые мгновения-лезвия, явления призраков. Это время не течет ни вперед ни назад, а постоянно завихряется. Поэтому казаковские тексты внезапно обрываются и бесконечно продолжают друг друга. События в них не могут до конца произойти — неясная угроза и чудесное спасение всегда рядом и всегда откладываются. «Вечность отличается от мгновения — то цветом, то ничем». Кажется, что такое «не-время» было для этого замкнутого и чуждого современности человека своего рода убежищем. Поэтому от будто бы тревожных текстов Казакова часто возникает ощущение абсурдного уюта.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаем наш забег по поговоркам. Сейчас опять простая-простая. Русский и испанский вариант отличается только порядком слов.  Ещё под катом вас ждут ответы и пояснения к вчерашним загадкам и очень маленький опрос. ...
Богатства недр сегодня благодаря решению Президента России принадлежат государству и народу. Об этом всё время тАлдычит спикер Госдумы Вячеслав Володин ...
Франсуа ( François) - альбом 1989 года певицы Desireless Qui sont les elus? Qui les clochards? Qui sont les dieux, qui les chiens Qui peut savoir? Au milieu des foule, des idoles et des eglises Qui peut savoir? Parmi tous ces trains qui filent Ouh dans le ...
Как грустно, что жизнь так жестко устроена – расставание навсегда неизбежно. http://capat.livejournal.com/51983.html#comments Такой вот избран символ законной, всепоглощающей любви до гроба. Кандалы да и только )» Сегодня мы скорбим вместе с труппой театра им. ...
Много читывал текстов , как после 14г. все жестко пошло в отношениях семей , друзей , знакомых по поводу позиции по украинским процессам. У меня чудесным/ невероятным образом в отношениях с моими однокашниками все пошло наилучшим образом. Даже с теми , с кем был неособенно дружен в ...