Сбылись мечты! :)
akodoba — 26.11.2009Все мы глубоко потрясены событиями последних недель, происходящими на Украине. Эти грозные события снова, в который раз, поставили перед всем нашим народом во весь рост два неотъемлемых вопроса русской истории - "кто виноват?" и "что делать?"
В результате интенсивных дискуссий, проводившихся в ЖЖ Сергея Георгиевича Кара-Мурзы участниками этого форума, как мне представляется, удалось найти ответы на оба этих вопроса. В этой статье я возьму на себя смелость сформулировать смысл и содержание этих ответов, полученных в результате многодневных бурных обсуждений.
В той трагической ситуации, которая сложилась к сегодняшнему дню на Украине, прежде всего виновна отечественная гуманитарная интеллигенция. Дело заключается в том, что в современной России в гуманитарной сфере за последние 20 лет полностью исчезло экспертное научное сообщество. Исчезла полемика, острые дискуссии, стало возможным одновременно утверждать диаметрально противоположные точки зрения на одни и те же исторические явления без всяких последствий, при этом не особенно утруждая себя общепринятой научной методологией. Возможным стало издание массовыми тиражами злобных пасквилей Резуна, восхваление "подвига" предателя Власова, героизация нациста-террориста Бандеры и многое другое, что цивилизованное общество, заботящееся о своём процветании и, главное, о будущем, позволить себе не может. Паранойя самобичевания, глумливого издевательства над прошлым нашей родины охватила всю страну включая ведущих учёных. Так, например, академик Пивоваров с телеэкранов утверждает, что, мол, русский народ в 1917 году "выбрал несвободу", тогда как на самом деле в 1917 году подавляющее большинство русского народа выбрало самое передовое на тот момент социально-экономическое учение, утверждавшее неограниченную свободу и радикальную демократию - социализм: более 80% населения на выборах в УС проголосовало за социалистические партии.
В результате воцарившейся в стране вакханалии антинаучного "плюрализма", отсутствия единой публичной концепции истории нашего государства, нынешние подрастающие поколения уже ничего не знают о генерале Карбышеве, очень мало о Гагарине и Королёве, но зато им известны имена Власова и Бандеры, причём установленные в ряд героев-освободителей. Разорванная, расколотая на не связанные между собой, и порой противоречивые осколки, история своей родины, собственных предков, своего дома, вызывает в юных головах и сердцах раскол сознания, глубокое стыдливое разочарование, переходящее в презрение к отчизне. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие молодые люди имеют желание и готовы отправиться на поиски другого дома - уютного, крепкого, с логически стройной, славной и непротиворечивой историей.
Весь этот "культурный провал" явился результатом беспрецедентного массового ренегатства отечественной гуманитарной интеллигенции, случившегося в конце 80-х. Можно утверждать наверное, что в конечном итоге СССР рухнул только потому, что немногим ранее рухнул "краткий курс". И именно "благодаря" гуманитарной интеллигенции, "либеральным" историкам, раздолбившим вдребезги трагическую, но и одновременно героическую историю великого государства - СССР, наша страна к началу 21 века оказалась в критической ситуации - осталась без руля и без ветрил, покорная всем ветрам и течениям. Мало того, до сих пор нет серьёзных исследований и не дана оценка глобальной геополитической катастрофе - гибели СССР и вызванным ею последствиям.
В настоящий момент мы оказались у разбитого корыта - у нас нет ни героев, с которых молодёжь должна брать пример, ни связной, величественной, гордой истории собственного народа и государства, ни вдохновляющих целей. Всё это утонуло в нескончаемом потоке непонятных народу реформ, непременно сопровождаемых густым оплёвыванием прошлого. Наступившая смута в умах, потеря ценностных ориентиров и умения отличать зло от добра - вот главные признаки нашего безвременья. И главной причиной утраты нашим обществом важнейших качеств, отличающих народ от толпы, является полнейшее равнодушие и бездеятельность нашей гуманитарной интеллигенции.
Сто лет назад русский историк Н.И. Кареев утверждал, что история не должна решать прикладных задач, но должна пониматься "исключительно в качестве чистой науки", т. е. некой вещи в себе, имеющей целью исключительно удовлетворение простого человеческого любопытства.
Такой упрощенный взгляд на историю в наш век безнадёжно устарел. Более того, он обезоруживает нас и делает совершенно беззащитными перед изощрёнными попытками других стран навязать нам своё видение прошлых и нынешних реалий. Для нас очевидно, что сегодняшнее понимание термина "история" предстаёт перед нами во многих ипостасях - как реальность прошлого, как предмет науки, как предмет школьного образования. Соответственно внутреннее содержание разных сущностей истории должно неизбежно отличаться друг от друга. Сущность истории "как науки" предполагает свободу мнений, дискуссий (разумеется отвечающих критериям научности) их сталкивание друг с другом, выяснение истины. Сущность же истории "как школьного предмета" должна быть непротиворечивой и представлять собой законченный продукт, принятый консенсусом научного сообщества.
Но это далеко не всё. В отличие от непрерывно кающейся России, поражённой смертельным вирусом самоедства, в цивилизованных государствах ответственные за состояние общества люди стремятся преувеличенно подчеркивать достижения своей страны и по возможности затушевывать неприятные моменты ее истории. Тем более что история, в общепринятом смысле наукой не является. Никто из нормальных людей не станет оспаривать действие закона Ома для участка цепи. А вот действие реформ Столыпина на Россию один историк трактует как благотворное, принесшее России процветание; а другой, использующий другой набор достоверной информации, неопровержимо доказывает, что эти реформы ввергли Россию в потрясения. Этой заманчивой гибкостью истории очень широко и умело пользуются все страны, кроме России. Так в своё время сделал Черчилль, самостоятельно написавшим историю второй мировой войны, которая по умолчанию стала "кратким курсом" Запада.
Вывод простой - хотим мы этого, или нет, но для большинства стран мира, за исключением России, история давно перестала быть только лишь занимательно - поучительным чтением, а превратилась в важный инструмент внешней и внутренней политики. России в одиночку этой пагубной тенденции не переломить. Поэтому ей не остается ничего иного, как научиться пользоваться этим обоюдоострым инструментом.
Но и это ещё не всё. Помимо всего перечисленного история несёт важнейшую функцию прочного скрепа разных, непохожих друг на друга людей в народ. Она является важнейшей составляющей для определения самосознания народа, ясных и понятных всем признаков самоидентичности.
Это основополагающее значение истории наконец-то стали осознавать и в самых верхах. Не случайно правительство потребовало от историков составления единого канонического учебника. Это уже неплохо. Но для решения всех проблем, накопившихся за долгие годы, одного написания концептуального учебника истории совершенно недостаточно. Прежде всего должна существовать государственная программа, которая предусматривала бы широкое распространение истории русского народа, истории русской культуры во всех слоях населения с активным вовлечением в эту работу работников культуры и искусства. Эта работа должна включать и создание специальных библиотечек для дошкольного и разных школьных возрастов, и исторические кружки для любителей истории. Для её успешного проведения также должны быть широко задействованы современные интерактивные средства и т. п.
Правдивый показ преимущественно славных страниц истории России, своевременный и компетентный ответ на провокационные выпады, жесткий отпор попыткам тенденциозной трактовки сложных моментов истории страны жизненно важны для правильного воспитания достойного и счастливого подрастающего поколения, беззаветно любящего свою родину и всей душой желающего видеть её могущественной и процветающей
Многим наверняка знакомо известное выражение:
«Французы видят великолепие и блеск во всем, что делают, ну а французские государственные деятели, как эпохи Возрождения, так и времен де Голля и даже Ширака всегда уподобляли Францию сияющему небесному светилу, себе самим отводя роль Спасителей человечества».
И это видение французов собственной истории происходит от того, что бабушки во Франции, потчуя своих горячо любимых внуков овсяной кашей, говорят им: «съешь одну ложечку за папу, одну за маму, и одну за Наполеона». Я вовсе не предлагаю заставлять русских детей съедать ложки нелюбимой каши за дедушку Ленина, но, пробелы в патриотическом воспитании наших детей слишком очевидны и мы не имеем права мириться с ними далее. Иначе потрясения, от которых содрогается сегодня Украина, захватят и нас.