Санта-Мария-ди-Черрате - часть 2


В церкви на видных местах выложены схемы расположения и возможная расшифровка фресок, так что можно взять такую картонку в руки и преспокойно все изучить.
Стартуем мы с алтарной части. Сень над алтарем выполнена в 1269 году (есть эпитафия с датой), хотя разноцветные мраморные колонны, возможно, гораздо старше церкви.

В конхе апсиды мы видим сцену Вознесения Христа,...

за которым наблюдают ангелы и апостолы


Рядом ниже стоят святители


Утверждается, что двое из них - это Иоанн Златоуст и Василий Великий, но, думаю, это просто из общих соображений написано: понятно, что они там должны участвовать.
Нашлось тут место и двумя диаконам:


Теперь мы переходим в правый ближний от входа угол церкви и честно пытаемся увидеть всё.

Имя их неизвестно, подвиг их бессмертен...
Следующий участок стены путеводитель называет "цветной стеной". Как объясняется, стена была разрушена землетрясением, а владельцы массерии, в которую монастырь превратился, сложили камни на место так, как получилось.



Еще один неизвестный святитель
Переходим на левую стену


Утверждается, что крайние справа фигуры - это Алексий, человек Божий, и Николай, епископ Мирликийский.


Иоаким и Анна с маленькой Богородицей на руках. А справа от них должны быть мученики Георгий и Димитрий (одного из них изничтожили, прорубая лишний проём)
Ну и Успение в левом ближнем от входа углу

Гораздо лучше сохранились фрески в арках. Более того, практически всех тамошних героев удалось опознать - подписи остались. Поскольку мы с вами в греческом монастыре, нам показывают всевозможных восточных отцов-пустынников; западных преподобных здесь очень мало.

Редкий случай - не разобрать исследователям имени преподобного

Макарий Египетский

Арсений Великий

Ефрем Сирин

Преподобный Феоктист. В центре "в кружке" удалось прочесть имя - это пророк Исайя

Евфимий Великий

Онуфрий Великий

Павел Фиванский

Антоний Великий

Феодосий Великий

Преподобный достиг высшей степени святости - остался безымянным

Еще один безымянный монах

Иоанн Дамаскин

Ну вот наконец-то западный преподобный - Бенедикт Нурсийский. Постоянные читатели этого журнала неоднократно бывали в бенедиктинских монастырях, в том числе в Субиако - месте начала монашеской жизни Бенедикта и в Монте-Кассино - месте его кончины. Субиако в некотором смысле стал и моей гм-м-м духовной родиной - именно там я впервые причащался на латинской мессе в январе 2012 года. Тогда в пещерных храмах еще не разрешали снимать, так что в основном блог был проиллюстрирован плохонькими картинками с бенедиктинского же сайта. Уж и не знаю, смогу ли побывать там снова, вооруженный моей новой камерой.

Варсонофий Палестинский (так он подписан; м.б., этот)
Вот так насыщая свой алчущий ум духовной пищей из Православной энциклопедии, а праздный свой взор - лицезрением фотографий, мы с вами все церковь и осмотрели. На меня произвел неизгладимое впечатление этот каталог пустынников. Дело в том, что их памяти идут у нас в календаре скопом, после праздника Крещения, и нашие приходские младостарцы находили в этом высочайший духовный смысл. О чем регулярно нам и рассказывали на проповедях. Мол, видите, какие дары преподаются человеку в таинстве Крещения! Вот пустынники как получили эти дары, так и пошли в пустыню
Ну вот я, жалкий неудачник, теперь показываю разные святые места своим читателям. А вот судьбы тех младостарцев (Ох, какие они были крепкие духом! Как в течение литургии принимали исповедь у от силы пятерых своих духовных дщерей, а всех остальных смиряли стоянием в очереди! Как они приобнимали талии своих дщерей, когда те горько каялись перед аналоем! А иногда еще и с талиями своих духовных сыновей проделывали подобное!) сложились по-разному: одного послали поднимать какую-то обитель под Петергофом, другой впал в немилость у нового настоятеля и был переведен как бы на повышение в деревню, третий так всю жизнь на вторых ролях у нас на приходе осталсся - уж дважды место настоятеля осовобождалось, но дважды нам присылали "варяга". Эх, преподобные пустынники, сколько воспоминаний с вами связано)))
Жизнь - это юдоль слез, а тем более для пустынников и подражающих им младостарцев. Хотим ли мы такой участи? Для честного ответа на этот вопрос нужно сделать паузу. Будет еще продолжение - не все фрески поместились в этом рассказе.
|
</> |