Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду

топ 100 блогов mycruises03.11.2025 Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду

Перед тем как писать про Летний сад, почитала немного, была удивлена некоторыми фактами. Так например, сад стал именоваться Летним не потому что предназначен для летних прогулок, а в честь однолетних «летников» растений, которые в саду высаживали. Летний сад XVIII века можно было сравнить с Петергофом, т.к. он насчитывал примерно 70 самых разных фонтанов. Вот это да! Сегодня их только восемь. Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, соответственно, место для избранных. Но и когда обычных горожан стали допускать к прогулкам по саду, попасть туда все равно могли далеко не всех. Нужно было пройти «фейс-контроль». Одно из недопущений меня позабавило. На территорию нельзя было проходить людям в кафтанах серых оттенков. Муж мне рассказал другую прочитанную им историю. Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад, но только «в небытность государыни» в Петербурге. Условием посещения было: «в лаптях не шастать».

Скульптуры «Нимфа воздуха» и «Талия»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 01.jpg

И вот мы вплотную подходим к обозначенной теме. Скульптуры. Особый шарм Летнему саду придают античные статуи и бюсты, свободно расставленные по его территории. Это первая в нашей стране крупная коллекция скульптур, которая собиралась по инициативе Петра I. Первые 30 скульптур стали украшать Летний сад уже в 1711 году, а к 1729 году коллекция насчитывала свыше 100 образцов. На сегодняшний день сохранилось 92 скульптуры, но в Летнем саду мы можем наблюдать лишь их копии – оригиналы хранятся в Михайловском замке, т.к. погодные условия сильно сказываются на их состоянии.

Боскет «Птичий двор»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 02.jpg

Статуи и бюсты для Летнего сада изготавливали мастера из Италии. За основу многих скульптур были взяты образцы эпохи античности. По сюжету скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы – мифологические, исторические и аллегорические.

Скульптурная композиция «Амур и Психея»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 03.jpg

Миф рассказывает историю любви бога Амура и смертной девушки Психеи. По сюжету Венера приказала Психее спуститься в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Возлюбленная Амура нарушила запрет, открыла крышку и была охвачена волшебным сном, но поцелуй Амура возвратил Психею к жизни. Именно этот момент чаще всего изображают скульпторы и художники.
Символически Психея олицетворяет человеческую душу, которая стремится к любви и бессмертию. Сюжет мифа часто рассматривается как аллегория поиска душой своего высшего предназначения и обретения вечной жизни.

Скульптура «Терпсихора»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 04.jpg

Древнегреческая муза танца и хорового пения, одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины. Её имя переводится как «любящая танцы» или «наслаждающаяся хороводами». Согласно некоторым мифам, Терпсихора была матерью сирен.

Бюст «Скрибония», жена императора Августа

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 05.jpg

Бюст «Аллегория скоротечности жизни»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 06.jpg

Это бюст римской императрицы Агриппины, жившей в I веке н.э. Она изображена в горностаевой мантии, с застёжкой в виде спрута, что намекает на коварство и трагический конец ее короткой жизни. Известно, что осьминоги в неволе иногда начинают есть себя, потому что испытывают сильный стресс из-за тесного пространства в аквариуме. Этот стресс может быть вызван недостатком стимуляции, скукой или страхом. Поедание собственных щупалец приводит к гибели головоногих моллюсков. Метафору можно понять так, что Агриппина, плетя интриги, сама себя сожрала погубила. С помощью конкретных образов скульптор сумел показать символическое изображение абстрактной идеи быстротечности времени.

А мы искали в саду вполне конкретную древнегреческую богиню, в надежде, что композиция будет содержать полный классический образ, где богиню сопровождает вполне конкретный символ мудрости.

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 07.jpg

В Летний сад мы зашли со стороны Мойки и стали продвигаться с юга на север. В какой-то момент нам пришлось разделиться, потому что один из нас плюхнулся на скамейку, а другому во что бы то ни стало хотелось достичь цели без запинок и проволо́чки, потому что небо грозилось пролиться дождями с минуты на минуту.

Вместо богини Афины мне на глаза попалась аллегория «Ночь»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 08.jpg

Скульптура из серии «Круговорот суток» талантливого скульптором Джованни Бонацца, 1717 г. Молодая женщина в звездном покрывале – «Ночь». Ее голова украшена венком из цветов мака (мак – символ сна). На нарядном поясе женщины – летучая мышь. Глаза женщины закрыты, а лицо печально и задумчиво. По античной мифологии Ночь – дочь Хаоса, который предшествовал всему миру. От соединения Ночи с Эрэбом (Эрэб – первобытный мрак) родились День и Эфир, встречи с которыми Ночь боится. Поэтому женщина погружена в скорбь, горько опущены уголки ее губ, низко склонилась голова.

У ног женщины сидит неизменная спутница тьмы, символ ночи

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 09.jpg

Ну-ка, ну-ка, покажись!

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 10.jpg

Улыбка совы, конечно, впечатляющая

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 11.jpg

И тут пошёл дождь. Я сообразила, что муж сидит один на скамейке, зайку бросила хозяйка, а все зонты у меня в рюкзаке за спиной. Я ринулась искать ту самую скамейку, местонахождение которой у меня напрочь из головы вылетело, как вдруг увидела мужа, бегущего мне навстречу с восклицаниями: «Нашёл, нашёл!»

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 12.jpg

По наивности я подумала, что это он мне и вороху зонтов так обрадовался. Оказалось, нет, - сову нашёл. «Я прям удивляюсь, - говорю, - как же нашёл, если я тебя рядом со скульптурой не видела?» После коротких дебатов выяснилось, что мы описываем разные скульптуры. Сначала отправились смотреть мою. По дороге раз пять услышала, что кроме кикиморы я ничего найти не могла. Когда муж увидел улыбающуюся ночную птицу, только буркнул: «Так и знал», - после чего гордо повёл показывать свою.

Скульптура «Афина» со всей атрибутикой

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 13.jpg

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 14.jpg

И тут мы поняли, что, надеясь найти хоть одну сову, нашли две... двух. Обрадовались удаче и потом всю дорогу нахваливали друг друга. Вот и всё. Это было летом. А теперь уж и золотая осень в саду подходит к концу.

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 15.jpg

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 16.jpg

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 17.jpg

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 18.jpg

Санкт-Петербург. Совы в Летнем саду 19.jpg

В следующий раз расскажу, как мы в метро катались

Оставить комментарий

Популярные посты:
rivka381">rivka381
rivka381 Замаскированная "запретная" технология XIX века.
Архив записей в блогах:
Лето кончилось. Но будет еще тепло и солнце, но последний день лета это всегда грустно. Прощание с тем что не сбылось или наоборот осуществилось. Лето прощай! ...
Нашли коробку с Буськиными сосками - я по мере изьятия из оборота их туда закидывала, в коробку, на самую верхнюю полку шкафа. И вот, стало быть, достаём мы это боХатство (я просто абсолютно забыла, чего там, а то, конечно, втайне выкинула бы). Буська, ...
Знаете, есть темы, которые за прошедшие годы так истощили мою нервную систему, что я сразу перехожу к матам, если кто-то их поднимает. ...
Вдогонку предыдущему посту .  Вчера, проявив непростительную наивность, написала о новоиспеченном лауреате литературного нобеля, что, мол,  не может не радовать, что премию дали венгру. В том смысле, что не по идеологическим причинам, а, наверняка, по художническому дару. ...
Уличный торговец, 1909 год. ...