Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть IV
mycruises — 23.09.2025

Понемногу пополняется мой архив фотографий с великолепными зданиями, возведёнными по проекту А.Л. Лишневского. Сегодня мы увидим три объекта в стиле неоклассицизм. Этот стиль в России пришёлся на конец 1900-х — 1910-е годы, 1920-е и 1930-е — 1950-е годы. Хотя неоклассицизм 30-ых — 50-ых годов прошлого века также называют сталинский неоклассицизм или сталинский ампир.
К 1910-ым годам стиль модерн достиг своего расцвета и начал угасать, завершив свою историю к началу Первой мировой войны. Снова возник интерес к забытой архитектуре русского классицизма. Так что 1910-ые годы характеризовались более глубоким изучением архитектурного наследия. Неоклассики мечтали воссоздать в городах регулярные ансамбли эпохи Александра I и Николая I, в противовес разнородной застройке модерна.
Не хочу забрасывать вас датами, цифрами, и писать всяческую отсебятину тоже не хочу. Давайте просто рассмотрим первое здание из нашего списка и узнаем его историю.
Доходный дом купца Ш.З. Иоффа

В первой трети XIX столетия это был одноэтажный каменный дом. В 1853 году здание было надстроено двумя этажами по проекту архитектора Морица Вебеля. А вот уже в 1911 г. владельцем дома стал Шнеер-Залман Иофф, который предпринял его капитальную перестройку. Эту работу осуществил для него архитектор А.Л. Лишневский.
Здание выросло до 6 этажей и получило новые фасады. Можно сказать, что визуально старый эклектический четырехэтажный дом так ловко закамуфлирован, что уже не читается в новой постройке.

Перестройка А.Л. Лишневского отличается цельностью формы, цветового решения и декора. Серый цвет фасада - характерная особенность зданий в стиле неоклассицизма. Отделка фасадов в итальянской манере сменяет яркость и красочность модерна. В эстетическом отношении зодчие неоклассицизма считали отход от модерна возвращением к принципам классического строительства. Они также отмечали, что неоклассицизм гораздо более подходит общему облику Петербурга, не контрастируя с ампирными ансамблями центра города.
Дом имеет черты переходного стиля между модерном и неоклассицизмом. За серой штукатуркой и монохромным обликом читаются элементы модерна. Угловой дом имеет две схожих фасадных композиции, которые расчленены эркерами; а между ними средние осевые композиции, которые наиболее декоративно насыщены и завершены мощными фронтонами. Угловая часть, наоборот, решена крайне сдержанно. Лишь два балкона - каменный и металлический завершают здание.

Первые два этажа выполнены так, что подходят для магазинов и контор, что характерно для многих домов на главных магистралях города. Выше располагаются жилые квартиры. Тут надо отметить, что с советского времени данное здание - нежилой фонд (кроме дворового флигеля). В центре фасада на Литейном - огромное трехстворчатое окно второго этажа.
Центральную перемычку поддерживают два атланта, решенные в манере герм.

Для декора фасада Лишневский берет обобщенные сюжеты на тему античных форм. На фасаде мы видим вазы, венки, буколические головы, театральные маски, крайне редкий для неоклассицизма военный декор.

Особенную роль на фасаде играет композиция над окнами четвертого этажа. Кентавр и нимфа (левое панно)

На центральном панно мы видим двух эротов, поддерживающих гирлянду. На щите расположена голова Горгоны.

Кентавр и нимфа на правом панно

Мифологический сюжет этих панно - история Деяниры, которую соблазняет и увозит кентавр Несс.
Вообще, можно сказать, что весь декор фасада, а в особенности эти два панно с кентавром, передают динамику и хаос, символизируя бурный и вихревой характер мира и человеческих переживаний. К ним добавим маски животных ниже и театральные маски.


Повторюсь. Здание 1911-1913 года постройки. Молодой век, новые идеи, новое стилистическое направление. В декоре всё смешалось, напоминая быстрый, повторяющийся или даже изменчивый ход жизни.
Литейный проспект входил в число главных улиц, где фасады требовали обязательного утверждения архитектурных проектов императором.
Далее у нас два дома второй половины 30-ых годов прошлого века. Уже прошли 20-ые годы — время экспериментов и поиска новых форм зданий, подразумевавшего забвение всего «старого», при этом отвечающего задачам молодого советского государства. Изменения в начале 1930-х годов политической ситуации в СССР сказались и на искусстве. С ликвидацией свободных творческих объединений архитекторов прекращают свое существование и периодические издания, которые они издавали. Взамен создается «Союз советских архитекторов» под партийным и государственным контролем, члены которого обязаны в своей работе следовать «линии партии» и «руководящим документам ВКП(б)». С 1933 года начинает выходить журнал «Архитектура СССР» — официальный орган Союза. Начиная с этого времени новаторские и авангардные течения подвергаются резкой критике и гонениям. В советской архитектуре на смену революционному аскетизму пришли пышность и избыточность сталинского неоклассицизма.
Здание на Невском, год постройки 1934-1936, сталинский неоклассицизм

В облике этого крупного жилого дома в центре города чётко проступают черты конструктивизма, но декорация напоминает скорее о барокко. Архитектор сумел органично вписать здание в окружающую застройку.
Симметричное построение плана, необходимое с учётом постановки здания в линии дореволюционных домов, оживлено асимметричной компоновкой ризалитов. Остеклённые горизонтали лестничных пролётов смело выведены на главный фасад, окна-«иллюминаторы» богато украшены барочной лепниной, стены обогащены барельефами с загадочной символикой.

Забавно было прочитать вот такую цитату, внесённую Александром Ивановичем Чепелем в свою книгу об архитекторе А.Л. Лишневском. Цитата принадлежит Л.А. Ильину, русскому и советскому архитектору, градостроителю. Кстати, одной из важнейших заслуг Л.А. Ильина является его руководство разработкой генерального плана развития Ленинграда 1935 года, который затем служил основой для всех последующих генеральных планов. Так вот по словам Л.А. Ильина, дом «неплохо стал в улице по массам», однако он же высказал критические замечания: «декорация трактована в таких тонах, которые мы не хотели бы видеть в современном доме» – дом «как будто современной архитектуры, но вдруг на нём такие легковесные», во вкусе 1890-х годов, «деталечки, что нельзя не впасть в уныние». Что тут сказать, давайте рассмотрим «деталечки»

И опять, что в принципе свойственно архитектору Лишневскому, не обошлось без мистики

Издалека птицы напоминали мне сказочную жар-птицу. Вблизи - африканского грифа - птицу-падальщика.
Далее те самые окна-«иллюминаторы», богато украшенные барочной лепниной, о которых мы уже слышали выше

Угольник и циркуль - символы архитектора

Подсолнухи и колосья, а также серп, даже два. В контексте советской символики - символ крестьянства


Трудно сказать, что не так с этими сочными и яркими деталями, и почему они приводили в уныние Л.А. Ильина.
Лучше я скажу ещё несколько слов об архитекторе А.Л. Лишневском. Зодчий обладал огромным опытом проектирования и строительства, всегда самостоятельно инспектировал свои объекты и был очень строг по отношению к качеству и укладке материала. Но в те годы проектировщику чуть ли не силой приходилось прорываться на леса, т.к. организация, ведущая работы, нередко видела в нём своего врага, мешавшего удешевить проект. Стремление прорабов к экономии приводило к упрощению архитектурного замысла и зодчий «приходил в ужас при виде бездарного сооружения, выстроенного по его проекту». Чтобы такого не случалось, автору нередко приходилось буквально «драться за реализацию проекта», как можно чаще бывая на стройке.
Следующий дом снимала весной. Центральная часть так окутана деревьями, что летом ничего не рассмотреть.


Дом построен в 1935-1938 годах. Как я уже писала выше, с 1933 года печатается архитектурный журнал — официальный орган СССР. Будет интересно узнать их мнение об архитектуре Лишневского. Так что далее выдержки из журнала «Архитектура и Ленинград» за ноябрь-декабрь 1939 года.

«Каждое новое здание, возникающее в окружении старой застройки Ленинграда, представляет двойной интерес с точки зрения архитектурных достоинств самого здания и с точки зрения соответствия здания в целом окружающему городскому ландшафту. Дома, построенные в 1935-1937 гг., в момент резкого поворота от формалистических канонов конструктивизма к исканию образа городского жилища на широкой основе классических традиций. Это не могло сказаться на внешних формах здания, где задачей было преодоление конструктивистской коробки дома методами симметричного подчёркивания центра, уравновешивания горизонтальных и вертикальных мотивов фасада, акцентом на первом этаже, добавлением декоративных деталей, скульптуры и другими, испытанными и дающими определённый эффект методами.

Дом задуман был широко: 50 индивидуальных трёх- четырёх- комнатных квартир, общежитие на 6-ом этаже, детский сад, магазины, столовая на 1-ом этаже, прачечная в полуподвале и т.п. Не всё задуманное претворилось в жизнь: вместо столовой устроена домовая контора, общежитие пришлось заселить семейными, заселён даже один тамбур, ведущий на солярий. Но все эти мелочи эксплуатации дома не в коей мере не снижают большой и интересной работы автора здания.

В плане дом решён в форме буквы «П», с открытым на юг двором, ограждённым от улицы художественной решёткой с фонарями. Центральная часть дома в 6 этажей, крылья пятиэтажные. Центральная часть увенчана по оси главного проезда стройной трёхарочной лоджией. Групповое сочетание окон квартирных этажей с окнами магазинов и общежития, красивая композиция центрального пятна. Удачно определены масштаб и расположение барельефов (автор Д.Н. Малашкин) центральной венчающей части дома, чего нельзя сказать о барельефах боковых крыльев: помещение их вместо проёма лоджии не оправдано.

Кирпичные стены отделаны облицованными цементными плитами с мраморной крошкой. Тяги и карнизы отделаны так же. Двухцветную тональность дома можно лишь приветствовать. Традиционные для Ленинграда сочетания белого цвета с жёлтым, зелёным и серым могут дать положительные результаты не только в ампирных формах, но и в современной архитектуре».

Вот так вот сухо и по делу. Хотя мне барельефы нравятся. И опять же Лишневский не был бы Лишневским, если бы не оставил свой отличительный знак на стене. В одном из персонажей я опять вижу чёрта с рогами. Это, конечно, игра света и тени, но рога прям светятся из-под кепки одного из рабочих. И вообще, лицом рабочий напоминает знаменитого Мефистофеля с фасада другого дома этого же архитектора.
Пальцем не показываю. Интересно, кто-нибудь кроме меня увидит чёрта на одной из последних фотографий?
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
Рига двадцать лет назад...
Война и мир в советском антураже. Семейная сага Д. Конаныхина
Анекдот про сексологов
Акадиа. Животные.
Преимущества активированного угля
про любовь
Вечерние дворы Калининского района Санкт-Петербурга и Premium трейдер
Восточные залы музея истории и искусства в Нарбонне

