Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II

топ 100 блогов mycruises08.06.2024 Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II

Как я готовлю свои записи? Читаю книги, а также оставленные и опубликованные дневники, если таковые имеются, отслеживаю газетные статьи, и на их основе пытаюсь рассказать о заинтересовавшем меня объекте, возбудив таким образом интерес к этому объекту моих «многочисленных друзей» из узкого круга единомышленников.
Печатные тексты книг стараюсь пересказывать своими словами, подгоняя под собственный стиль речи, но бывают очень красивые или научно-обоснованные куски текста, которые нет смысла править и искажать. Такие цитаты копирую целиком, и выделяю «...» с указанием авторства.
А как вы проводите исследования и узнаёте биографию писателя, художника, режиссёра, архитектора? Звоните родственникам? Требуете встречи? Навязываетесь в гости с желанием сделать репортаж? Я не журналист, у меня нет таких навыков и тем более полномочий.
Как обстояло дело с изучением архитектуры по проектам Лишневского? Наметив цель исследования перешла к практической части, а именно: шаг за шагом подбирала объекты, которые мне бы хотелось воочию рассмотреть, выписывала адреса, помечала на карте, объединяла в маршруты. Чтобы сделать хорошие снимки, отмечала над каждым домом, в какое время суток будет нужный мне свет. Всё это обошла, рассмотрела, сфотографировала, обработала снимки... Впечатления от увиденной пластики пишу только свои. Если я сказала, что дом похож на птицу в полёте, плавно взмахивающую крыльями (примерно так писала про один из объектов в предыдущей части текста), то это только моё личное образное измышление, и ни в какой книге или интернете вы этого не встретите.
Итог сказанному. Несмотря ни на что, продолжаю начатую запись об архитектуре по проектам Александра Львовича Лишневского. Чтобы не возникало сомнений, сразу оговорюсь, что все фотографии данного поста сделаны мной в период с 16 по 20 мая 2024 года. Тексты вычитываются из книг и газет, передаются своими словами, цитаты забираются в кавычки и авторство указывается. Так было и так есть всегда в моём журнале. Надеюсь, мне больше никогда не придётся возвращаться к этой теме.

Первый же дом, который мы сегодня рассмотрим, находится на очень интересном и выгодном для него месте, на пересечении двух улиц и двух проспектов, т.е. на островке, который можно рассмотреть со всех сторон. И в этом есть смысл, ведь каждый из фасадов дома оригинален, имеет свою пластику и декор.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 01.jpg

Доходный дом Б.Я. Купермана, но только по названию. На деле - доходный дом архитектора А.Л. Лишневского

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 02.jpg

В ходе строительства дома для Б.Я. Купермана владелец участка распродал имущество по частям. Половина участка перешла лекарю М.Л. Сагалову, другой половиной стал владеть архитектор Лишневский. Новые владельцы смежных участков, рационально использовав землю, построили свои дома с общим брандмауэром и одним воротным проездом в общий внутренний двор. Шаг за шагом, обходя здание вокруг, можно открывать для себя неожиданные ракурсы, благодаря пластике фасадов и сочетанию архитектурных элементов.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 03.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 04.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 05.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 06.jpg

Древнерусский стиль, прослеживающийся в орнаменте, формах и деталях, был навеян архитектору обликом стоявшей рядом церкви преподобного Алексия Человека Божьего. Я уже говорила в прошлой части, что А.Л. Лишневский всегда стремился вписывать свои здания в городское пространство так, чтобы они гармонировали с окружающей архитектурой. Здесь был как раз тот самый случай. Архитектор взял за основу стиль, которым был наделён один из близлежащих объектов, и продолжил эту тему в своём творении.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 07.jpg

К сожалению, мне не удалось снять крупным планом входные группы (может быть в следующий раз?). Вы можете увидеть их частично или на общих планах. Килевидные арки парадных входов украшены лепниной, имитирующей каменную резьбу. Приглядитесь к этим элементам декора. Среди растительных мотивов можно рассмотреть фигуры царевичей на охоте. В другом случае - фигуры животных. Мне эти орнаменты на полях фасада напоминают маргиналии в старинной книге сказок. А в целом, древнерусские мотивы на здании в стиле модерн - это очень оригинально и крайне необычно.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 08.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 09.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 10.jpg

Высокая кровля, выступы, крытые балконы, лоджии, башни, эркеры, бровки, кубышки, аркатурно-колончатый пояс - все элементы и лепные мотивы усиливают пластическую выразительность дома. Обратите внимание на прорези окон, их форму и ширину. Как говорят специалисты, количество вариантов здесь превышает число 20.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 11.jpg

Квартира А.Л. Лишневского находилась на втором этаже. А всем любителям математики небезынтересно будет узнать, что в этом же доме долгое время проживал Яков Исидорович Перельман, популяризатор науки, написавший целую серию книг по математике, астрономии, геометрии, физике.

Следующее место, куда мы отправляемся, не сильно мной любимое, но ради доходного дом В.В. Корелина сюда стоит заглянуть. Этот дом можно увидеть на фото ниже по центру, постройка в светло-сером камне.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 12.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 13.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 14.jpg

На самом деле данную архитектуру я уже освещала в записях про декор с совами на фасадах, но позволю себе повториться, чтобы не гонять вас по ссылкам. Итак, доходный дом В.В. Корелина с торговыми помещениями.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 15.jpg

Здание выстроили по проекту архитектора Александра Львовича Лишневского в стиле модерн в 1912 году.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 16.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 17.jpg

Поначалу тут стоял дом, построенный в начале XIX века. Автор проекта не установлен. Позднее, в 1862 году проводилась перестройка здания. А уже перестройка по проекту Лишневского 1912 года, включившая в себя существовавший дом, подарила нам вот такой образец архитектуры.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 18.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 19.jpg

Оба лицевых фасада оформлены в одном стиле. Между 2-м и 3-м этажами можно полюбоваться на барельефные изображения коленопреклоненных атлантов, поддерживающих пилястры. Сверху на пилястрах видны маски. Угол акцентирован башней с часами. Въездные ворота украшены колоннами, на которых примостились совы.

А вот ещё один доходный дом А.Л. Лишневского

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 20.jpg

Если посмотреть на план, то мы увидим, что одним фасадом здание выходит на улицу Ленина, другим - на улицу Полозова. А также здание имеет внутренний двор. И хотя мы говорим о доме, как о едином объекте, на самом деле Александр Львович Лишневский, став владельцем участка, по своему проекту возводит два каменных пятиэтажных, частью – шестиэтажных, лицевых дома и два шестиэтажных флигеля. Все постройки смыкаются, образуя колодец.

Начнём осмотр с фасада по улице Ленина.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 21.jpg

В работе над проектом Александру Львовичу Лишневскому помогал архитектор Абрам Лейбович Берлин, производителем работ был Сергей Яковлевич Турковский. Год постройки 1912-1913, стиль неоклассицизм.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 22.jpg

А.Чепель в своей книге писал: «Домовладелец, архитектор А.Л. Лишневский, расположился в своего рода двухуровневом «пентхаусе» со стороны Широкой улицы ( ныне ул. Ленина). Здесь фасадная стена верхнего, пятого этажа динамично изгибается, образуя лоджию с высокой аттиковой стеной, за которой скрываются объёмы мастерской, куда можно было попасть по внутриквартирной лестнице».

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 23.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 24.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 25.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 26.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 27.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 28.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 29.jpg

Мы видим, что лицевые фасады украшены тройной аркатурой с парящими над ней крылатыми женскими фигурами, вазами, раковинами, маскаронами, кессонами, пилястрами, сандриками. «Главными акцентами в общей композиции фасадов являются сквозные арочные проезды, равные по высоте двум этажам и напоминающие своды величественных триумфальных сооружений».

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 30.jpg

Арочный декор

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 31.jpg

Дворовые фасады оформлены скромнее уличных, и всё-таки довольно представительны. Имеют эркеры, пилястры, ниши, облицовку фактурной штукатуркой.

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 32.jpg

Про кнут и пряник. По завершении строительных работ, в начале декабря комиссия, осматривавшая строение для выдачи удостоверения «на впуск жильцов», нашла некоторые нарушения, допущенные при строительстве. Так архитектор «значительно изменил фасады, превысил допустимую в начале ХХ века высотность, не завершил устройство канализации, занял воротный проезд на боковой двор не предусмотренными в проекте помещениями». В ходе разбирательства, А.Л. Лишневский частично признал себя виновным. Но своё право возвести надворный семиэтажный флигель, превышающий предельную высоту, архитектор упорно отстаивал: ведь со стороны Полозовой улицы он сделал отступ, расширив проезд. Эксперт разъяснил, что недопустимо, сделав отступ от улицы, построить на этом основании дом, который «будет закрывать свет противоположному дому». О, где эти заботливые и справедливые эксперты теперь! В итоге архитектор составил проект, примиряющий существующее строение с требованием закона, и в конце марта эти чертежи были, наконец, утверждены. (Обзац переосмыслен и записан мной по материалам историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия)
Что касается плюшек и пряников, то лицевые фасады были облицованы терразитовыми плитами. Этот способ облицовки был признан в советский период, как один из наиболее эффективных, и часто применялся в строительной практике. За данную идею А.Л. Лишневский в 1940 году был премирован.

Лицевой фасад со стороны Полозовой улицы

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 33.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 34.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 35.jpg

Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть II 36.jpg

Со стороны Полозовой улицы по сторонам арки установлены колонны – образуется «римская архитектурная ячейка». Завершается здание кубическими постройками, - это тот самый камень преткновения. Постройки, которые были признаны не соответствующими строительному законодательству начала XX века. Так объясняет А.И. Чепель в лекции «Собственные дома архитектора Лишневского на Петербургской стороне». Великолепный декор. Жаль, что сюда практически не проникает свет.

На сегодня всё. Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы очень любим информационные закладки — каналы, которые притворяются неангажированными и независимыми, пока не настанет час Х. Один из таких ресурсов — Conflict Zone, канал, регулярно размещающий контент из закрытых чатов боевиков «Исламского государства» и дружащий с Criminal Iraq, ...
Дамы, понимаю, сто раз тут уже обсуждалась тема крема вокруг глаз, но давайте, что ли, сверим часы. Напишите в комментариях, какой для вас сейчас крем для глаз лучший (ну понятно, все дела: убирает синяки, смягчает, мелкие морщинки корректирует)? что-то мне они все как мёртвому припарки (о ...
Первые "рыночные" ласточки на железных дорогах уходящего в пучину СССР: МПС открывает платные залы ожидания на вокзалах. Надо платить за вход целый рубль ! Первый открывается на Казанском вокзале столицы. Журналист недоумевает в конце статьи: "...Но как же быть остальным пассажирам? ...
< День 1 | День 3 > День второй начался, как и предупреждал прогноз, с дождя. Впереди нас ждали 600 километров по Норвегии и Финляндии, гречка на свежем воздухе и так далее. С маршрутом второго дня можно ознакомиться по этой ссылке: https://goo.gl/maps/sHRSz 1. Надпис ...
Во время прогулки по городу зашли в Дом офицеров - а там и на стенах красотища! ...