Саморуление

1979 год. На Ждановско-Краснопресненской линии внедрена комплексная система автоматического управления движением поездов (КСАУП). Она была создана в МИИТ совместно с Московским метрополитеном, поэтому распространено и другое её название — САММ («система автоведения МИИТ-метро»). Это централизованная трёхуровневая система, включающая в себя центральный пост управления, станционные и поездные устройства. Прицельное торможение производилось по датчикам индуктивности: на станциях они выглядели как квадратные резиновые пластины, закреплённые вдоль правого рельса с внутренней стороны; расстояние между ними уменьшалось по мере приближения к месту остановки первого вагона. Система безопасности — АЛС-АРС. Система КСАУП была собрана на микросхемах и обладала хорошей надёжностью (наработка на отказ — 8—12 месяцев). Использовалась регламентная система обслуживания блоков: каждые 6 месяцев блоки снимались, им производилось плановое техническое обслуживание, после чего давалась гарантия работы системы на следующие 6 месяцев. Совместно с АЛС-АРС и другими техническими средствами система рассчитана на 48 пар поездов в час. В приказе 1982 года пропускная способность была установлена в размере 45—48 пар поездов в час. Лимитирующим фактором, особенно в час «пик», стали станции пересадок, точнее — привычка пассажиров садиться только в тот вагон, который располагался ближе к эскалаторам. При графике 45 пар в час линия работала устойчиво и надёжно. В этом же приказе была установлена ответственность за неиспользование автоведения. Телемеханика того времени не позволяла операторам диспетчерского пункта реагировать на различные происшествия быстрее машинистов, поэтому они по-прежнему находились в кабинах.
Кстати, в автоведении не обходилось и без казусов
Однажды на составе из вагонов 81-717/714, двигавшемся в сторону «Новогиреево», на станции «Перово» в одном из вагонов пропал контроль закрытия дверей. Машинист несколько раз безуспешно «переигрывал» дверями, после чего прошёл к этому вагону и руками дожал дверные створки. Появился сигнал контроля закрытия дверей, и состав в автоматическом режиме отправился со станции, в то время как машинист остался на платформе. Впоследствии этот машинист стал объектом многочисленных шуток.
На станцию «Новогиреево» состав без машиниста пришёл в штатном режиме и, как обычно, остановился у платформы. Пассажиры поезда ничего не заметили, сильно удивился только только маневровый машинист, когда увидел пустую кабину. Отставший машинист доехал до станции «Новогиреево» на следующем поезде и после оборота своего состава уехал в его кабине в сторону «Марксистской».
Полностью историю автоведения в метро можно прочитать тут http://wiki.nashtransport.ru/wiki/Автоведение
Само собой мне стало интересно что это и с чем его "едят". К назначенному времени я уже был уже в депо. Вот всё таки, что бы не говорили, но видеть другой тип состава на канавах, непривычно

Журналисты облепили Русич, а мне бы на улицу... Там хорошо, там зима и снег. И нет такой толпы народа

А вот и сам герой дня. Поезд с внедрённой системой автоведения. Как мне сказали, она полностью совместима с оборудованием и программным обеспечением "Русичей" и отвечает всем стандартам безопасности действующим в Мосметро.

Руководитель проекта рассказывает прессе о автоведении. Я потом в вагоне с командой разработчиков пообщался в более приватной обстановке. Мне ж интересно как это вс изнутри будет выглядеть. В общем то что нам показали сегодня - первая ласточка. Запланировано очень много интересного. Но всему своё время.

Система в управлении проста. От машиниста требуется открыть двери, закрыть их и нажать кнопку "ход". Дальше всё автоматика сделает сама. Разгон - торможение, подтормаживание, определение сигнала светофора и на основании этого выбор режима. Кстати, погрешность остановки на станции у знака 1 вагона составляет 30 см. По словам разработчиков проекта, наверное одним из самых сложных вопросов было научить поезд определять своё местоположение на линии. Это же метро, Глонасс и GPS не работают. Но тем не менее с этот вопрос решили с помощью радиометок установленных в определённых местах тоннеля.
И самое интересное, что система уже прошла все необходимые технические испытания и на одном из поездов, работающих на Кольце, начнётся опытная эксплуатация с пассажирами. Так что совсем скоро будущее прошлое вновь станет реальностью.
Стоим на соединительной ветви, ждём добро ДЦХ на выезд на линию.

Добро получено - поехали. В кабину не пробится. Всем очень хочется туда попасть, а я что там не видел?
Вот по моему скромному мнению, система всё таки останавливает поезд на станции чуть жестковато. Серьёзно. Ну это мои "тараканы", я веду состав плавнее чуть.
Со слов руководства: "Необходимо отметить, что обкатка системы автоведения не означает, что Московский метрополитен планирует повсеместновнедрять её в ближайшее время. Сейчас речь идёт именно об опытной эксплуатации на одном из составов. Так же метрополитен не будет отказываться от машинистов. Это связано с большой загруженностью линий. В обязанности машиниста по-прежнему будет входить открытие и закрытие дверей, контроль за безопасностью движения и работоспособностью всех систем поезда."
Планируется, что автоведением будет оснащаться весь подвижной состав который будет поступать в эксплуатацию в метрополитен с 2017 года. То есть что? То есть новые составы на ТКЛ будут уже оборудованы этой системой.

"Машинист будет иметь возможность на своё усмотрение приостанавливать действие системы и управлять поездом самостоятельно. В то же время встроенная в программное обеспечение система безопасности проконтролирует его действия, что позволит свести к минимуму явление человеческого фактора.
Вот как-то так. В общем, на данный момент, после развала СССР мы начинаем всё с нуля. Что из этого получится, как это будет работать - время покажет. Возможно, что когда нибудь, в далёком будущем, на линию выйдет ретро-состав Русич, в котором будет фальш-кабина с таким же контроллером. И каждый из пассажиров сможет себя почувствовать тем самым машинистом далёкого 2015 года

p.s. "Система была доведена до стадии начала внедрения, но развал СССР и тяжелейшие экономические условия последующего периода перечеркнули эти планы" Википедиа
|
</> |