Самоощущение
ru_psiholog — 14.07.2016 При обсуждении психики человека традиционно используются различные «само-» понятия – самосознание, самооценка, самопринятие, самоощущение. Все эти термины связаны между собой, и часто затрагивая один, нельзя не затронуть и остальные. Пару дней назад я пережила очередной опыт развиртуализации, получила (и еще получу) некоторую обратную связь, и с тех пор мои мысли занимает вопрос самоощущения и той разницы в ощущении «меня» другими людьми, с которой неизбежно сталкивается человек в общении.Каким образом формируется самоощущение у человека? Младенец рождается с набором базовых потребностей и умением определять состояние своего тела. Он умеет определять когда он голоден, когда хочет в туалет, когда ему холодно или жарко, когда ему что-то мешает двигаться или когда что-то болит. Но даже это базовое понимание своего телесного состояния со временем сталкивается с информацией от окружающих. «Нет, Вася, тебе не холодно, ты проголодался» (с) Даже телесным ощущениям становится сложно верить – потому что значимый взрослый лучше знает, когда ребенок голоден или когда ему пора спать.
Что же происходит с само-ощущениями, которые не касаются телесных ощущений напрямую? Ребенок может получать определенное удовольствие от собирания пирамидки или пазла, от удачного броска мяча или активной игры. В этот момент он ощущает себя умным, ловким, способным, деятельным. Самоощущение и оценка собственных качеств здесь еще зависит не от обратной связи от окружающих, а от объективного фактора «получилось/не получилось».
Со временем деятельность усложняется, ребенок входит в социальную группу, где объективные факторы отходят на второй план, и важнее становится информация, поступающая от окружающих. Учитель выбирает лучший рисунок в группе и вешает на стену – выбранный ребенок чувствует себя «Я хорошо рисую», а невыбранный «Я рисую недостаточно хорошо» или даже «Я рисую плохо», и это ощущение со временем только укрепляется. Субъективное мнение учителя становится объективным фактором самоощущения.
У меня есть подруга, которая до ужаса боится математических формул. Только потому, что учительница второго-четвертого классов на уроках по математике обзывала ее нехорошими словами, суть которых концентрировалась на недостаточных умственных способностях. Между тем после пары вечеров с конспектами и некоторым горячительным напитком, снимающим стопор и повышающим скорость соображения, человек сдал экзамен по высшей математике на «4», и билет ей достался «Интегралы».
Как много таких искажений самовосприятия мы накапливаем за жизнь?
Допустим, я занимала первое место в городских конкурсах «юных талантов» аж два года подряд. Станет ли это достаточным поводом, чтобы ощущать себя одаренным писателем, добиваться писательской карьеры, грезить о славе и гонорарах? Или если меня дразнили в школьные годы «жирной» (независимо от реального телосложения, дети не испытывают недостатка воображения в таких вещах), хватит ли других «объективных факторов» в моей жизни, чтобы почувствовать себя «красивой»?
Получается, во всех тех областях, где оценку выставляют люди, самоощущение зависит от субъективных оценок окружающих. Да и как можно оценить объективно, скажем, красоту, обаяние, чувство юмора, творческие способности? Если 99 человек из 100 оценили положительно, значит, я «хорош»? А если этот один человек, оценивший отрицательно, – значим несравнимо выше? Супруг или родитель? Работодатель, заказчик? Как вообще возможно ощущать себя годным и способным человеком, если самоощущение целиком зависит от оценки окружающих? Окружать себя подходящими людьми? Избегать негативных комментариев?
Интересна и другая сторона вопроса.
Если я например чувствую себя красивой, несмотря на явные реакции окружающих, кто здесь «правее»? Если я чувствую себя умной, несмотря на неспособность понять феномен квантовой суперпозиции или посчитать сдачу в магазине? Что лучше – опираться на желаемые самоощущения «несмотря на» или чутко прислушиваться к мнениям других людей? Что полезнее для самого человека? Если нет никакой гарантии, что выборка окружающих мнений репрезентативна, то может оптимальнее будет не обращать на внешнюю информацию внимания?
«I'm sexy and I know it!» (с) популярная песня (Я сексуален и знаю это).
И как, главное, удержать эту позицию, не скатываясь в искажения восприятия и самовосприятия? Как вы считаете, уважаемые сообщники, где находится разумный баланс и нужен ли он?
|
</> |
Но самое главное в этой статье - возможность понять суть Я, суть психического не просто с позиции механизмов организации, а "изнутри", в также суть внутреннего языка организации психики - абстрактных образов, имеющих личную значимость.