Самый высокий город России
glukovarenik — 09.03.2021Тырныауз (карач.-балк. Тырныаууз) — город в Кабардино-Балкарской Республике, административный центр Эльбрусского района — самый высокогорный город Российской Федерации.
Почему-то меня так поразил этот факт и так зачаровал сам город (хотя мы оба раза просвистели его с максимально разрешенной скоростью), что ему посвящается отдельный пост :)
Город находится в юго-западной части республики, по обоим берегам реки Баксан, в 90 км к юго-западу от города Нальчик и в 40 км к северо-востоку от горы Эльбрус. Через Тырныауз, вдоль долины реки Баксан проходит автомобильная дорога «Баксан-Эльбрус», ведущая к подножию горы Эльбрус. Рядом протекает одноимённая речка Тырныауз.
Город расположен в горной части республики, на высоте более 1300 метров над уровнем моря, и является одним из наиболее высоко расположенных городов России. Рельеф представляет собой изрезанную хребтами местность, с узкими ущельями в долинах рек. Весь город расположен в долине Баксанского ущелья. Высшей точкой городского поселения является гора Тотурбаши (2786 м.) Перепады высот значительны и колеблются в пределах 1500—2000 метров.
Самое главное что? Недра территории городского поселения богаты месторождениями вольфрама, молибдена, строительного гипса, различного вида мрамора (в том числе чёрного), высокопрочных гранитогнейсов, облицовочных гранитов, талька, полевошпатного сырья, кровельных сланцев, аплита (фарфорового камня), аргаллитовых глин, извести и других полезных ископаемых. Объём рентабельных запасов Тырныаузского месторождения может обеспечить до одной трети потребности экономики Российской Федерации в вольфрамо-молибденовом сырье.
И всей своей историей и даже основанием город обязан вольфраму и молибдену!
Он был основан как село Герхожан в 1934 году, при открытии Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения.
В 1937 году в верховьях Баксанского ущелья началось строительство первых комбинатов. В том же году село Герхожан переименован в рабочий посёлок Нижний Баксан.
Тырныаузский горно-обогатительный комбинат (ТГОК) — предприятие, расположенное в городе Тырныаузе (Кабардино-Балкария). Специализировавшийся на добыче и обогащении вольфрамо-молибденовых руд комбинат являлся градообразующим предприятием Тырныауза. Вырабатываемые предприятием концентраты в дальнейшем перерабатывались на нальчикском заводе «Гидрометаллург».
1-я очередь комбината вступила в строй 1 сентября 1940 года. В период с 8 февраля 1941 года и по 24 сентября 1945 года на комбинате работали заключённые Тырныаузстроя, одного из лагерей ГУЛАГа.
Самая героическая и драматичная страница истории Тырныауза — совершенно невероятная эвакуация всех жителей и !!!! запасов драгоценного молибдена в 1942-м году через перевал Бечо в Южную Сванетию.
В августе 42-го обстановка в Приэльбрусье обострялась с каждым днем. Фашисты теснили наши войска в верховьях Баксанского ущелья. Поступил приказ о взрыве молибденового рудника в Нижнем Баксане и об эвакуацию мирного населения в Закавказье через Сванетию.
На повестку дня стал вопрос: как переправить их в безопасное от врага место? Путей было два — один через перевал Донгуз-орун, другой через перевал Бечо. Избрали последний как путь наиболее короткий. Но ведь это перевал довольно сложный, особенно его «куриная грудка», и потом не о туристах шла речь, привыкших к преодолению трудностей, а о женщинах с детьми и стариках, не имеющих ни малейшего представления о горах.
На помощь пришли альпинисты, находившиеся в ущелье и на горноспасательной станции. Ее начальник Георгий Одноблюдов срочно созвал всех инструкторов альпинизма — Алексея Малеинова, Григория Двалигишвили, Николая Маренца и Виктора Кухтина. Устроили экстренное совещание. Надо переводить через перевал совершенно неподготовленных людей, среди которых немало детей и стариков. Они организовали эвакуацию более 1500 жителей посёлка Нижний Баксан (ныне — город Тырныауз), в том числе 230 детей.
Эвакуация проходила отдельными группами по 60—100 человек, и она продолжалась с 11 августа по 2 сентября. Альпинисты вместе с работниками Тырныаузского вольфрамомолибденового комбината заранее оборудовали маршрут, устанавливали мостики над ледовыми трещинами, натягивали верёвочные перила и вырубали ступени на ледовых склонах. Эвакуация такого большого количества взрослых и детей прошла без единого несчастного случая.
За сутки альпинисты «обработали» перевал, подготовив его к массовому переходу. В наиболее сложных местах они вырубили надежные ледяные ступени, а на «куриной грудке» навесили веревочные перила.
Среди эвакуируемых встречались больные, люди с пороком сердца, немощные старики. Но никто не жаловался на трудности, все стойко переносили тяготы необычного маршрута. Через «куриную грудку» альпинисты переносили детей на плечах, на плечах же перенесли машинистку из рудоуправления, имевшую только одно легкое. Пожилые, не имея сил перейти перевал за один прием, ночевали в пути под открытым небом, а наутро продолжали подъем. Инструкторы выбивались из сил, стремясь как можно скорее спасти людей от грозившей им опасности. И спасли!
После эвакуации комбинат опустел. Выполняя приказ Сталина ничего не оставлять врагу, его подготовили к взрыву. Но как поступить с молибденом, так необходимым стране? Вопрос разрешили совместно с военным командованием. Весь запас готового концентрата упаковали в двадцатипятикилограммовые мешочки и перевезли в верховья Баксанского ущелья к подножию перевала Донгуз-орун, откуда наши отходившие части перенесли его в Сванетию и отправили на сталелитейные заводы.
Прогремели мощные взрывы, превратившие комбинат в груду развалин и искореженного металла. Надежды врага не сбылись — вместо действующего предприятия ему достались одни развалины.
ИТЛ Тырныаузстрой и горно-обогатительный комбинат возобновили работу после освобождения региона. Обслуживание комбината заключёнными ГУЛАГа продолжалось до 1952 года.
В советское время посёлок при комбинате процветал. Появился огромный пафосный «сталинский» дворец культуры и не только. А потом....
В начале 2000-х годов деятельность предприятия фактически была прекращена, что повлекло за собой снижение численности населения Тырныауза почти на треть. Большие затраты комбинат понёс на ликвидацию последствий селевого потока, спустившегося на Тырныауз в июле 2000 года. В дальнейшем оборудование предприятия фактически было разграблено. В 2001 году ГОК был признан банкротом.
Вот так Тырныауз выглядит с дороги. Понятно, что это не главные производственные корпуса, но то, что все разорено и зияет, понятно.
В 2000-м году в Тырныаузе произошла трагедия — сход селевого потока. 18 июля 2000 года в 23:15 из урочища Герхожан на Тырныауз хлынул мощный селевой поток. По данным МЧС России в результате прохождения 18 и 19 июля селевых потоков произошло затопление жилых домов, разрушен автомобильный мост через р. Баксан. Из-за угрозы повторного схода селевого потока было принято решение временно отселить жителей трех домов. Всего из поврежденных домов было отселено 930 человек. В ходе селевых потоков 8 человек погибли, 8 были госпитализированы. Почти 40 человек числилось пропавшими без вести.
Всё это, разумеется, не способствовало экономическому подъему 0_0
В октябре 2010 года в одной из заброшенных шахт ТГОК спецподразделениями ФСБ и МВД России проводилась спецоперация по ликвидации засевших там боевиков. Высказывались мнения, что развал Тырныаузского комбината, являвшегося одним из крупнейших предприятий Кабардино-Балкарии, и вызванный этим рост безработицы, особенно среди молодёжи, стал одной из причин активизации бандподполья в этой республике в 2000-х годах.
В настоящее время население города продолжает медленно сокращаться. Делаются попытки по восстановлению вольфрамо-молибденового комбината, для возвращения прежнего значения города (существует план по строительству железнодорожной ветки протяжённостью 95 км от станции Солдатская, что должно весьма поспособствовать указанному восстановлению ГОК-а).
Вот такой город.
Честно? Я это все уже видела. Все эти «шахтерские города». Точно такой же ДК, с Лениным и закрытый сетками, стоит (стоял?) в Старом Шерегеше, когда мы проезжали его на автобусе в марте 2011 года. И Кировск, Кировск же.
Но в Кировске и Шерегеше, кроме рУдника есть гооооорыТМ, что их сейчас и спасает. Здесь горы, конечно, тоже есть, но чуть дальше. А через Тырныауз все проезжают... с максимально разрешенной скоростью.