САМЫЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ КИНОРАБОТЫ ДАНЕЛИИ
ygashae_zvezdu — 04.04.2020Ровно год назад - 4 апреля – ушел из жизни Георгий Данелия (1930-2019).
С 1967 по 1974 он снял для киножурнала «Фитиль» ряд сюжетов. Они-то и стали самыми забытыми работами мастера комедии.
Подобно Гайдаю (САМЫЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ КИНОРАБОТЫ ГАЙДАЯ), в «Фитиле» Данелия пересиживал кризисный для себя момент. После триумфа «Я шагаю по Москве» (1963) он узнал неуспех с «Тридцать три» (1965). Картину просто изъяли из проката.
Как признавался сам Данелия:
«Режиссер, когда не снимает, зарплату не получает. И если … создалось впечатление, что между фильмами я только, задрав ноги, лежал на диване, думал и курил, – это не так. Помимо того, что я преподавал на режиссерских курсах, между фильмами я еще и снимал «Фитили» …»
Работы Данелии в «Фитиле» мне нравятся больше гайдаевских. В конце концов, он попал туда в расцвете таланта, а не на излете, как Гайдай.
Чем был хорош «Фитиль» – он позволял режиссеру, не каждому, конечно, прийти со своей командой. Почти все сюжеты Георгия снимал оператор Вадим Юсов, с которым он сделал «Я шагаю по Москве». И актеры блистали в короткометражках свои, фирменные.
В 1967 вышел «Маляр», с участием Ии Саввиной и Евгения Леонова. Экранизация рассказа Тэффи, где маляр не может выполнить банальное пожелание хозяйки красить в красный цвет, выдвигая абсурдные оправдания и выклянчивая деньги, поражала современностью. Именно здесь Данелия наметил тип социального ухаря, который в полную силу расцветет в образе сантехника Афони.
У Тэффи маляр доводил хозяйку, распевая «Последний нонешний денечек!». Что пел герой Леонова, фанатам режиссера объяснять не надо. Естественно, «На речке, на речке, на том бережочке…»
В том же году увидел экран сюжет «Проблема», придуманный одним из авторов «Ну, погоди!» Феликсом Камовым (САМЫЙ НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР МУЛЬТСЕРИАЛА "НУ, ПОГОДИ!").
«Проблема» остается проблемой до сих пор. Инна Чурикова и Александр Хвыля разыграли сценку про молодую жену, которая ни готовить не умеет, ни ребенка пеленать, поскольку в школе у нее по специальным предметам было только столярное и малярное дело.
Авторы «Ну, погоди!» продолжили сотрудничество с режиссером. Следующий сюжет «С натуры» Данелия сделал по сценарию Курляндского и Хайта.
Савелий Крамаров очень смешно изобразил шестерку куратора, оценивающего произведения на художественной выставке с точки зрения «Жизненно – не жизненно». Думаю, пропустили этот достаточно смелый сюжет, как сатиру на смещенного Хрущева. Всем был памятен скандал, устроенный Никитой Сергеевичем на выставке художников-авангардистов.
В 1970 Данелия по сюжету Курляндского и Хайта сделал уморительный «Закон природы».
Скандалезный папаша требует в роддоме выдать мальчика, хотя родилась девочка, обвиняя персонал в кумовстве да блате. Абсурдная мулька вышла необыкновенно убедительной, благодаря игре Николая Парфенова, способной убедить в чём угодно.
В 1974 Данелия выпустил, наверное, самый известный свой «фитильный» сюжет. «Трезвый подход» представил Евгения Леонова в образе пьяницы, читающего монолог Жванецкого о пользе алкоголя.
В 1975 Георгий Данелия открыл «Афоней» новую страницу своего творчества и в «Фитиле» больше не работал.