Самые гипнотизирующие картины русских художников

топ 100 блогов shakko_kitsune18.04.2017 «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя», — сказал Ницше. Если долго всматриваться в эти картины, то начинает немного кружиться голова. Окунемся в легкое безумие русского искусства.

«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)

Адам и Ева. 1912. Музей Тиссен-Борнемисса

Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.




«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА

Самые гипнотизирующие картины русских художников

Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.

«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)

Жемчужина. 1904. ГТГ

Картина Михаила Врубеля, для которой «позировала» перламутровая раковина, подаренная Максимилианом Волошиным, стала не рисунком океанского организма, а изображением целой галактики, огромного мира, где нашлось место даже для морских принцесс. Врубель удивительно умел сочетать синий и зеленый — цвета вроде бы безмятежные — таким образом, что на душе становится неспокойно. Симптом гениальности человека, закончившего жизнь в лечебнице для умалишенных.

«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)

Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964. ГТГ

Франсиско Инфанте-Арана — русский художник с испанской фамилией, доставшейся от отца-эмигранта. В 1960-е годы — звезда советского нонконформизма, один из лидеров кинетического искусства. Мотив спирали будет повторяться в его творчестве многие годы — в следующий период это будут уже не картины на плоскости, а трехмерные композиции, еще более завораживающие благодаря мобиле, в том числе зеркальным.

«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)

Ночь на Днепре. 1882. ГТГ

Пейзаж Архипа Куинджи был написан в ту эпоху, когда в живописи царили реалистичность да академизм. Понятно, почему необычное полотно произвело такой эффект тогда — удивительно, что оно продолжает это делать и в наши дни, когда зритель так пресыщен. Говорят, с годами краски в «Ночи на Днепре» все больше и больше темнеют — однако луна и река продолжают все также светиться.

«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)

Проун. 1922–1923. Стеделийк ван Аббе-Музеум

Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.

«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)

Шар улетел. 1926. ГТГ

На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.

АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)

Автопортрет. Ок. 1910. ГТГ

Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».

«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)

Восстание. 1925. ГТГ

Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.

«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)

Танец. Беспредметная композиция. 1915. ГМИИ

До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.

«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)

Формула весны и действующие силы. 1927–1928. ГРМ

Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.

«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)

Феномен. 1936–1938. ГТГ

Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.

«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)

Новая планета. 1921. ГТГ

Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.



(С) Софья Багдасарова, 2016
для сайта Культура.рф.

***

Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:

UPD:

Самые гипнотизирующие картины русских художников michletistka:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла
Самые гипнотизирующие картины русских художников


Самые гипнотизирующие картины русских художников g_r_a_z_a:
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902
Самые гипнотизирующие картины русских художников

Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894
Самые гипнотизирующие картины русских художников

Наталья Ковальчук много накидала интересного

Георгий Нисский, "В пути", 1963
Самые гипнотизирующие картины русских художников

Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987
Самые гипнотизирующие картины русских художников

Алексей Сундуков, "Очередь", 1986
Самые гипнотизирующие картины русских художников

Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925
Самые гипнотизирующие картины русских художников

***
Также интересно:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В общем, сталюка мне на клинке попалась добрая, полировал я его, в итоге, часов шесть, и то довёл его только до уровня 600. То есть, посмотрел я полный сериал по "Звёздным войнам" "Асока". Как сериал кончился - так я отложил полировку в сторону. Буду ждать другой сериал. Так шо про ...
Фото с сексуальным подтекстом(оно под катом) и инфа из The Daily Mail . Этот Эпштейн попортит ещё нервишки множеству лиц из западной верхушки. Всё время указывающей, как нам жить. И про Клинтона сейчас навсплывает дерьмеца и про прочих. Младший сын Елизаветы II, 59-летний принц ...
Ну вы понили ...
Владимир Видеманн в своей книге «Запрещенный союз», о которой я недавно писал, рассказывает в том числе и об экспедициях по следам снежного человека. Надо сказать, что в советское время темой снежного человека, или йети, как его еще называют, были увлечены очень многие, и не только ...
      За 1941 - 1943 гг. только в Чернигове и окрестных селах венгерские войска приняли участие в истреблении 59  749 советских граждан. А вот показания крестьян, проживавших в Севской области:         "Фашистские сообщники мадьяры вступили в н ...