Самая сладкая мамочка в искусстве
shakko_kitsune — 28.04.2019 Эта женщина смотрит на нас с конфетных коробок, фарфоровых тарелочек, марок, пластиковых сувениров с алиэкспресса. Нет, это не Богородица, а вполне реальная дама, кстати, несколько лет прожившая в Петербурге. В чем причина популярности ее портрета?Знаменитая картина была написана в 1789 году в Париже, ровнёхонько накануне Французской революции. Её автор и главное действующее лицо -- художница Элизабет Виже-Лебрен, любимая портретистка королевы Марии-Антуанетты. Вскоре королева, понятно дело, потеряет голову, а Виже-Лебрен -- работу и примется скитаться по той части Европы, где у людей еще будут деньги на заказ портретов. Занесет её, конечно, и в Россию, где она проживет несколько лет, портретируя Романовых и других богачей.
На картине она обнимает свою 9-летнюю дочь Жюли.
Элизабет Виже-Лебрен Автопортрет художницы с дочерью. 1789. Лувр
Жюли была её единственным ребенком. Элизабет очень любила дочь, дала ей отличное образование (музыка и живопись), накопила деньги на приданое. Но увы, конфликт поколений: в Петербурге подросшая девушка отказалась от хорошей партии, выбранной матерью, и после скандалов вышла замуж за ничем не примечательного французика-эмигранта, трудившегося секретарем у Чернышева. Виже-Лебрен ей приданое, конечно, выплатила, но помириться они так и не смогли; раздор с дочерью художница считала одной из главных трагедий своей жизни. Брак с неудачником у Жюли не сложился, через несколько лет они расстались. Она вернулась в Париж и умерла в 39 лет в бедности от простуды, заложив последнюю одежду.
Такая печальная жизнь. Однако нам достались её прекрасные детские портреты, написанные матерью.
Но вернемся к "Автопортрету с дочерью" и его не прекращающейся популярности вот уже почти два с половиной века.
Почему картина получила такое большое признание, когда только была создана, в конце XVIII века -- вполне очевидно. "Автопортрет с дочерью" Виже-Лебрен 1789 года и аналогичная картина той же художницы, написанный тремя годами ранее -- были шокирующим новаторством. Дело в том, что на обоих полотнах было видно, что мать и ребенок любят друг друга!
Другой "Автопортрет с дочерью" Виже-Лебрен, 1786 год -- не такой популярный.
В предшествующие века демонстрировать крупным планом родительскую любовь в искусстве было уделом разве что Мадонны с младенцем.
А портреты, которые создавались по заказу богатых людей из приличного общества, были делом официальным, выглядеть на них надо было сугубо прилично, демонстрировать сантименты никто не осмеливался. Если на портрете взрослой женщины присутствовал ребенок -- то обычно ради хвастовства, что у знатного рода вот, благодаря ей, хорошей матери, появился наследничек. Семьи позировали с важным видом, как на официальных фотографиях начала ХХ века.
Э. Виже-Лебрен. "Портрет королевы Марии-Антуанетты с детьми". 1787
В общем, художники рисовали то, что видели: детей никто особо не любил, с ними не возились. Новорожденных отдавали посторонним теткам -- кормилицам да нянькам, и молодая мать могла видеть ребенка раз в день минут по десять. И то, если ей сильно того хотелось. Но во 2-й пол. XVIII века, в эпоху Просвещения, ситуация начала меняться: Руссо и прочие писатели поменяли людям мировоззрение. Любить родных детей и проводить с ними много времени, воспитывать собственным примером, слава богу, наконец, стало модным в приличном обществе.
Виже-Лебрен со своим автопортретом оказалась в числе первых художников, кто уловиил носившиеся в воздухе идеи, и воплотил их визуально. Передовые люди общества очень ее за это дело хвалили.
Зачем Хашимитскому королевству Иордания марка с портретом Виже-Лебрен? А вот понадобилась зачем-то.
Ну а почему картина сохраняет популярность уже несколько веков? Даже среди тех, кто понятия не имеет ни о Жан-Жаке Руссо, ни о сентиментализме, ни о передовой женщине Виже-Лебрен, которая, несмотря на мутного мужа, сумела так профессионально состояться, что обеспечила себе небольшое состояние, на зависть многим художникам-мужчинам.
Разгадка в том, что "Автопортрет" -- действительно хорошо сделанная картина. Художница умело передает движение матери и ребенка навстречу друг другу, позы естественны, улыбки счастливые. В картине простые, понятные цвета -- белый, синий, красный и зеленый, которые гармонично сочетаются друг с другом; композиция идеальная пирамидальная. Молодая женщна весьма красива, а голое плечико придает работе нотку эротизма; ребенок сам по себе милый. В отличие от "Мадонн", тут нет никакой религиозности, можно не думать о высоком и просто наслаждаться красотой... Ну и всякое еще, по мелочи.
Но главное, что Виже-Лебрен удалось совершенно искренне передать чувства, настоящую любовь.
Пускай картина кажется немного слащавой, слишком дамской -- и именно поэтому она постоянно попадает на открыточки и сувениры. Однако профессионализм художницы так высок, что при взгляде на оригинал полотна об этом забываешь. И только наткнувшись в подземном переходе, в киоске, взглядом на фарфоровую тарелку made in china со знакомыми фигурами, нервно вздрагиваешь.
|
</> |