Самая главная тайна китайского синкретизма
kosarex — 28.06.2022 Тайна лежит на видном месте. Ицзин, то есть Книга перемен, возникла за века до появления даосизма и конфуцианства, Шицзин, Книга текстов песен, возникла за века до них, китайские археологи находили иглы для акупунктуры, сделанные до времен династии Ся, то есть совсем давно. Комплексы физических упражнений и цигун тоже возникли раньше. Поклонение Небу и Земле, духам гор и рек, фэншуй тоже были восприняты в разной степени конфуцианством и даосизмом, но не являются их изобретением. То есть, без конфуцианства и даосизма китайский мир обеднел бы, но не остался без религии, знаний медицины, гаданий, стихов и музыки, цигуна и массы иных вещей.Представьте себе Древнюю Грецию без Платона и Сократа. Большинство греков такую мелочь не заметили бы. Всё также работали бы храмы, тот же Фидий создавал бы прекрасные статуи, греки молились бы своим богам, другие философы вместо Аристотеля рассуждали бы о стихия, природе, логике и так далее. Греческая культура сохранила бы свой стержень. Но верно также иное, в отличии от пришлого христианства древнегреческие философы посягали на стержень греческой культуры и пытались подмять её под себя в весьма ограниченных объемах. Сократ, казненный за неверие в богов, особо не навязывал своё мнение, просто болтал в частном порядке с учениками. Создали пифагорейцы своё тайное, мистическое общество, иногда по шеям получали, а в целом законы особо не менялись, храмы работали, народные собрания существовали в конфликте с тиранами. Сама жизнь заставляла считать - религия и народные обычаи это одно, философия это другое.
Конфуций пытался сотворить некую общекитайскую религию с жесткими нормами. Именно это пришлось его ученикам отбросить и не включить в Луньюй. Никого не волновало, какую музыку пытался навязать Конфуций как сопровождение молитв, убийства быков и баранов, как цзайсян обязан входить на жертвенный алтарь и массу иных вещей. Более того, попытка всё унифицировать была произведена легистами. Причем идея была понятна - в разных частях Китая различались обряды и предания, требования к ритуалам и нормы семейных отношений. Конфуций тоже жаждал унификации. Но жестокость легистов при Цинь Шихуане вызвала такой протест против насилия, что последователи Конфуция особо не заикались об этом. Зато Сыма Цянь в Жизнеописании Конфуция нарисовал образ сурового мракобеса и регулятора всего подряд. Ханьские императоры больше интересовались даосизмом, поскольку даосизм не навязывал, а предлагал конструкцию мира без диктата в области религии, законов и народной жизни.
Китай после Цинь Шихуана принял философию как способ трансформации жизни, а не ломки традиций через колено. У нас же принципиально иное отношение к истории, поскольку иудаизм, христианство и ислам именно ломали традиционную жизнь через колено. Если вы сомневаетесь, то посмотрите, сколько в Малой Торе или Ветхом завете осталось народных песен. Есть там глава Песня песней. Пара или тройка песен остались. В Китае остался Шицзин - 300 стихотворений. С христианством ещё жестче - дави язычников, уничтожай их историю и культура в процессе христианизации. Как в иудаизме от истории евреев осталась весьма искаженная история, так и в христианстве ценится исключительно история евреев, но не ценится история народов, принявших христианство. Ислам тоже стал катком по прежним культурным традициям. Мы не можем понять, что стержнем китайских религий являют древние корни. Конфуциансткий алтарь в нормальном, старом китайском доме для поклонения предкам это алтарь, который в своё время был в доме Конфуция. Конечно, многое трансформировалось, многое появилось. Например, на могилах предков стали сжигать бумажные деньги, но бумажные деньги появились в Китае через тысячу с лишним лет после Конфуция, а обычай возник стихийно. Китайская философия была укрощена китайскими религиозными представлениями не меньше, чем греческая философия была укрощена до христианства греческими религиозными представлениями.
В основе китайского синкретизма и толерантности лежит развития традиционной религии и терпимость даосизма и буддизма. Интересно, что пытаются некоторые связать появление даосизма как реакцию на влияние буддизма. В ЮВА всё-таки индуизм очень долго не вытеснялся индуизмом. То есть, представления об абсолюте вполне могли также возникнуть под влиянием индуизма. Индуизм тоже полагает - Абсолют творит разных богов и людей, поэтому насилие над другими богами ради своего отнюдь не умное занятие. Пришел в Китай буддизм и тоже принял сходную с даосизмом позицию - есть Абсолют, а есть Боги как порождение только не Дао, а человеческого сознания и космогонических процессов греховного мира. Если кто-то решил Абсолют назвать Дао, то не надо слишком переживать, дело вкуса. Японский синтоиз как раз основан на отсутствии желания у буддистов ломать японские традиции. Происходила гуманизация традиций, а не отрицание через ненависть. Авраамические религии как раз склонны именно к отрицанию через ненависть. Поэтому от китайской философии и религии мы инстинктивно ждем подобного. Надо не просто понимать, что это не так, надо понимать, что в силу отсутствия в знакомых нам размерах отрицания через ненависть все философии и религиозная жизнь Китая прошли через долгие стадии эволюции. С нашей точки зрения историю Китая от Сыма Цяня конфуцианцы обязаны были сжечь вместе с её читателями. Но для конфуцианцев это было нарушением традиции сосуществования с собственной историей и культурой, с уважением к предкам, унижением собственного величия. Реальный Конфуций устроил бы борьбу с даосами, но руки были коротки. Через несколько веков для конфуцианцев такое уже было немыслимым. Совокупно китайская культура оказалась достаточно мощным явлением, чтобы отбивать атаки ислама, христианства и иудаизма, причем без тех крайностей, которые присущи авраамическим религиям.
Всё это не отрицает того факта, что в 19-ом веке произошел надлом культурного восприятия китайцами мира, который привел к торжеству марксистской ереси, а это торжество марксизма ныне способствует распространению христианства.
Сейчас сделаю главный вывод. У нас пытаются ухватиться за понимания китайской культуры и религии через выпячивание роли Луньюя и Даодэцзина, но надо понять, что это части более широкого культурного, религиозного и философского пластов китайской жизни. Далеко не всё ими диктовалось. Успех буддизма как раз обусловлен тем, что не всё диктовалось.
|
</> |