Самарские страдания. Третий куплет. Ракета
cand_orel — 21.03.2023Монумент ракета-носитель «Союз» музейно-выставочного центра «Самара Космическая» установлен в Самаре на проспекте Ленина, на площади Козлова около станции метро «Российская» в честь юбилея полёта Юрия Гагарина в космос и ракеты Р-7 11A511 (Союз), выпускаемой в Самаре с 1958 года на предприятии ЦСКБ-Прогресс. В едином комплексе с ракетой-памятником расположен музей «Самара космическая» с постоянной экспозицей и временными выставками.
«Союз» (индекс УРВ РВСН — 11А511) — советская трёхступенчатая ракета-носитель (РН) среднего класса из семейства Р-7, предназначенная для выведения на круговую орбиту Земли с неизменным наклонением орбиты пилотируемых космических кораблей типа «Союз» и автоматических космических аппаратов серии «Космос».
Разрабатывалась и изготавливалась в куйбышевском Филиале № 3 ОКБ-1 (ныне — ЦСКБ-Прогресс) под руководством Дмитрия Ильича Козлова и Сергея Павловича Королёва на основе ракет-носителей «Р-7А» и «Восход».
С помощью ракеты-носителя «Союз» были запущены все «Союзы 7К-ОК», первые 11 космических кораблей «Союз 7К-Т», а также первые «Союз 7К-ТА» (для орбитальной станции «Салют-3»). Всего было произведено 32 запуска с 1966 года по 1976 год, из них 30 были успешными.
На базе ракеты-носителя было разработано три модификации: «Союз-Л» — для проведения отработки лунной кабины ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ; «Союз-М» — для вывода на околоземную орбиту разведывательных спутников специального назначения типа «Зенит-4МТ»; и, впоследствии, «Союз-У» — для выведения на околоземную орбиту космических кораблей типа «Союз» и «Прогресс», а также множества космических аппаратов серий: «Космос», «Ресурс-Ф», «Фотон», «Бион» и ряда зарубежных аппаратов. Впоследствии были созданы более новые модификации, а также семейство ракет Союз-2, которые широко используется и в настоящее время (2020 год).
Памятник представляет собой настоящую ракету Р-7, удерживающую конструкцию и металлическое здание. Высота ракеты вместе с зданием — 68 метров, вес — 20 тонн. Удерживающая конструкция весит 53 тонны. Установленный экземпляр ракеты был изготовлен в 1984 году куйбышевским заводом «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчётов на космодроме Плесецк.
В 1999 году ракету, уже выработавшую свой ресурс, подарили РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в честь 40-летнего юбилея предприятия, который переделал её под макет, с ракеты сняли всё оборудование и укрепили болтами, которых только на баки пошло около 13 тысяч. Кроме того, ракета была перекрашена в белый цвет, а часть обтекателя космического корабля — в оранжевый.
Оригинальный цвет баков ракеты — серый («шаровый»), белой ракета при запуске выглядит от инея, покрывающего баки жидкого кислорода. Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение, ставшее одним из самых удачных в городе за последние годы (проект архитекторов В. Н. Чичерина, А. Ф. Темникова, В. И. Жукова).
Открытие монумента состоялось в 11 утра 1 октября 2001 года. На церемонию были приглашены губернатор Самарской области Титов, генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс» Д. И. Козлов, представители Росавиакосмоса, полигонов Байконур, Плесецк.
7 июля 2007 года возле памятника была разбита «Аллея любви».
Официальное открытие музея «Самара космическая» состоялось 12 апреля 2007. И уже в первый год работы музей стал победителем конкурса департамента по развитию туризма «Туристический бренд Самарской области».
24 февраля 2010 года площади перед памятником присвоено имя Д. И. Козлова, легендарного генерального конструктора ЦСКБ-«Прогресс», которому в 2019 году на этой же площади открыли памятник.
Это пятый по счёту памятник ракете-носителю Р-7. Предыдущие монументы и памятники ракете-носителю Р-7 были воздвигнуты:
— в Москве на ВДНХ в 1969 году (использован полноразмерный макет, изготовленной для показа на парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году);
— в подмосковном городе Королёв при въезде в город на Ярославском шоссе.
— в Калуге на территории Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в 1973 году;
0 в городе Ленинск (ныне Байконур) в 1981 году.
Всего было произведено 32 запуска РН «Союз» (один пуск аварийный и одна авария ракеты на стартовой позиции до пуска).
Первый пуск РН 11А511 «Союз» состоялся 28 ноября 1966 года. На орбиту был выведен беспилотный «Союз» («Космос-133»).
Последний пуск состоялся 14 октября 1976 года, на орбиту был выведен транспортный корабль 7К-Т («Союз-23»).
Самым существенным отличием РН «Союз» от предыдущих носителей типа Р-7, предназначенных для пилотируемых полётов, стала разработанная ОКБ-1 система аварийного спасения (САС) нового типа. САС «взводится» за 15 минут до старта ракеты-носителя и обеспечивает спасение экипажа в случае аварии ракеты как на стартовой площадке, так и на любом участке полёта.
РН «Союз» проектировалась для вывода на околоземную орбиту космических кораблей одноимённой программы «Союз». Корабль «Союз» состоит из трёх отсеков — бытового (иногда, преимущественно в англоязычной литературе, неточно именуемого «орбитальным»), приборно-агрегатного и спускаемого аппарата (СА). СА с космонавтами находится в середине связки, поэтому для спасения экипажа, приходится уводить от основного тела ракеты связку из бытового отсека и СА, вместе с головным обтекателем (ГО).
Расположение двигательных установок САС по тянущей схеме — сверху на штанге, а не в нижней части, под космическим кораблем, диктовалось соображениями экономии веса и горючего, так как сразу после набора ракетой-носителем достаточной высоты, штанга вместе с двигателями отстреливалась от ГО.
На створках головного обтекателя РН «Союз» установлены твердотопливные ракетные двигатели (РДТТ) разделения, уводящие отделяемый головной блок с экипажем, на участке между отделением двигательной установки САС и сбросом головного обтекателя. На вершине модуля расположен небольшой двигатель для увода в сторону головного обтекателя после срабатывания основного твердотопливного двигателя отделения.
Тактико-технические характеристики САС РН «Союз»:
Длина — 19,825 м;
Максимальный диаметр — 3 м;
Масса с полезным грузом (Союз 7К-ОК) — 8,51 т;
Масса полезного груза (Союз 7К-ОК) — 6,56 т;
Время сброса двигательных установок САС — Т + 157 секунд;
Время сброса головного обтекателя — Т + 161 секунда.
Масса САС: 1,95 т