рейтинг блогов

Сам себе механик: что умели делать водители времен СССР

топ 100 блогов 5koleso19.05.2024

В эпоху почти полного отсутствия автосервисов и средств связи езда на тогдашних «Волгах» и «Москвичах» для многих современников показалась бы сегодня необдуманной бравадой. Тогда даже заправка машины на бензоколонке требовала известных навыков – никаких заправщиков не было и в помине, к окошечку местной тетеньки надо было сгибаться в три погибели, а недобрые соседи по очереди запросто могли перехватить твой шланг, если ты слишком долго копаешься, подсчитывая сдачу…

Впрочем, вспомним основные технические навыки, которые были необходимы каждому. Один из простейших – это замена колеса на запасное. Подложить кирпичи под колеса противоположной стороны, ослабить крепежные гайки или болты, поддомкратить автомобиль (да так, чтобы он не соскользнул с него, уродуя все подряд), заменить колесо, повторить операции в обратном порядке – это умели делать даже самые непродвинутые «ботаники». Многие могли самостоятельно вытаскивать и ремонтировать автомобильные камеры, разбортируя колесо без помощи шиномонтажного станка. Оторвать края прилипшей к колесу шины с помощью домкрата, с помощью монтировки снять край шины, не изуродовав при этом колесо – в общем, не для слабонервных.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Вторая простейшая операция – замена аккумуляторной батареи. Напоминаю, что ручек у страшненькой черной батареи не было, а потому работа была не из легких. Впрочем, чаще приходилось просто снимать аккумуляторные клеммы с выводов батареи и зачищать их мелкозернистой шкуркой: эти контакты часто окислялись, а потому при попытке пуска мотора раздавалось противное «У-у-у-у».

Обслужить систему зажигания? Зачистить контакты прерывателя (а порой и отрегулировать УЗСК – угол замкнутого состояния контактов), вывернуть свечи зажигания для осмотра, возможной очистки искровых зазоров или просто для замены, при необходимости проверить работы «на искру» (если мотор вдруг помер) – обычное дело.

С появлением «Жигулей» исчезла такая противная работенка, как шприцевание, то есть смазка через пресс-масленки. В набор инструментов входил специальный шприц, который набивали смазкой, закачивая ее в узлы подвески, рулевого управления и карданные валы. Самое смешное в том, что дольше всех подобная операция сохраняла актуальность на самой «крутой» из советских машин – на «Волге».

Что еще? Заменить тормозные колодки. Поменять ремень генератора. Отрегулировать клапана и карбюратор. Да, еще прокачать тормоза – как же без этого? Если педаль вдруг стала какой-то мягкой, а нормальное торможение возникало только после нескольких нажатий, то это означало, что в систему попал воздух, который необходимо оттуда удалить. Надо ослабить тормозной штуцер одного из колесных цилиндров, надеть на него специальный шлаг, окунуть его конец в баночку с «тормозухой», затем несколько раз нажать на тормозную педаль, после чего зафиксировать ее в нажатом состоянии, завернуть штуцер, подлить жидкость в тормозной бачок… В общем – ничего сложного.

Да, совсем забыли… Если батарея подсела, то пустить мотор помогала заводная рукоятка, она же – кривой стартер. Включаем зажигание, ставим передачу на «нейтраль», вставляем рукоятку через отверстия в переднем бампере и передней панели в храповик переднего конца коленвала и несколько раз энергично дергаем, оберегая пальцы от вывиха. Ничего сложного, но сегодня такого уже не увидеть: рукоятки умерли как класс.

Самые продвинутые пользователи умели заменять шаровые опоры и рулевые наконечники, перебирать моторы, рихтовать жестянку, подкрашивать машину с помощью пылесоса. Причем зачастую это было даже интересно: мужчина ощущал себя хозяином положения, которому все по плечу.

Интересно, отважился бы он трогаться в путь с пустым багажником?

Что еще почитать:

Парадокс социализма: почему при нищенских зарплатах в СССР машины были нарасхват

С школьной парты – за руль: как советских детей учили водить автомобили

Какими были зарплаты и цены в СССР

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Весь год мне казалось, что я почти ничего не вяжу. Так, фигня какая-то :) А когда заканчивала - даже не все фотографировала для истории. Того, что сохранилось в виде фоток - 33 (красивое число) позиции. Правда, до конца года мне еще предстоит закончить одного прекрасного слона (осталось ...
Я часто использую этот метод, чтобы купить места в купе и чтобы соседнее место было свободно. Во всяком случае мне пару раз удавалось путешествовать вдвоем в купе, без соседей, получается как в СВ. Как этого добиться, читайте ниже. Наш народ суеверен и обычно никогда не покупает билет ...
Именно так называется фотоконкурс который проводит Василий dobriy_vasya .Я тоже решила поучаствовать вот с этой фоткой Как думаете,шансы у нас есть?Вы тоже можете поучаствовать ,условия конкурса тут ...
Зеленский несмотря на то, что контрнаступ очевидно провален все равно отдал приказ любой ценой показать результат перед его поездкой в США. В бой были брошены последние стретегические резервы которые должны были брать Мелитополь на танках Челленджер. Первый такой танк подбили у Работино. ...
В Польше прокурор застрелился во время пресс-конференции о смоленской катастрофе Миколай Пшибыл попросил 5-минутный перерыв, журналисты вышли из зала, после чего он выстрелил себе в голову. В Польше полковник военной прокуратуры Познани ...