Оранжевые трудяги: как немецкие грузовики Magirus-Deutz помогали строить БАМ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Одним из символов строительства Байкало-Амурской магистрали стали самосвалы Magirus-Deutz — не КрАЗы, не МАЗы и даже не Tatra из братской Чехословакии, а изделия западногерманского завода, поставщика Бундесвера.
«В наше время всё — политика», — заметил однажды датский философ Кьеркегор. Хотя жил он вовсе не в наше время, а в первой половине XIX века, трудно с ним не согласиться. Вот и крупнейшая в истории разовая закупка Советским Союзом партии тяжёлых грузовиков стала следствием, если не частью сложной политической многоходовки.
Начало 1970‑х вошло в историю как период разрядки международной напряжённости.
Тогдашний посол СССР в ФРГ Валентин Михайлович Фалин в книге «Без скидок на обстоятельства» приводит выдержку из воспоминаний госсекретаря США Генри Киссинджера:
«Под прикрытием разрядки фактически продвигалась наша политика, состоявшая в том, чтобы сократить и, где возможно, устранить советское влияние на Ближнем Востоке».
В данной конъюнктуре Москва постаралась извлечь как можно больше выгоды для себя. В частности, сократить технологическое отставание от развитых капиталистических стран. В Италии закуплен завод легковых автомобилей Fiat, с ФРГ заключён грандиозный контракт «Газ — трубы» о поставке в Западную Германию природного газа взамен на трубы большого диаметра и оборудование для нефтегазового комплекса. Сразу несколько крупных западных фирм привлечены к возведению Камского комплекса автомобильных заводов. Всё это обеспечивается кредитами крупных западных банков — а валюты нашей стране всегда остро не хватало.
СССР явно поймал кураж. В планах — и возобновление прокладки Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев объявляет БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
![Ð 2014 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ðº 30âлеÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñала Ñквозного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÐÐÐÑ Ð² ТÑнде поÑÑавили на поÑÑÐ°Ð¼ÐµÐ½Ñ Magirus-Deutz 290 D 26 K. Ð 2014 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ðº 30âлеÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñала Ñквозного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÐÐÐÑ Ð² ТÑнде поÑÑавили на поÑÑÐ°Ð¼ÐµÐ½Ñ Magirus-Deutz 290 D 26 K.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-0e806f.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/17.-magirus-monument.jpg)
К продукции Magirus-Deutz Советский Союз начал присматриваться еще на Франкфуртском международном автосалоне 14 сентября 1969 года, куда представительная делегация во главе с министром автомобильной промышленности Александром Михайловичем Тарасовым прилетела, чтобы присмотреть партнёра для возведения Камского автогиганта и нового завода дизелей в Ярославле. Тогда нам милее показался концерн Daimler-Benz AG.
![ÐалÑÑÐµÑ ÐÑлÑбеÑÐ³ÐµÑ Ð¾ÑвеÑал за подгоÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÑовеÑÑкиÑ
кадÑов, а Ñ 1975 по 1984 год бÑл ÑегионалÑнÑм пÑедÑÑавиÑелем Magirus-Deutz по ÐоÑÑоÑной ÐвÑопе. ÐалÑÑÐµÑ ÐÑлÑбеÑÐ³ÐµÑ Ð¾ÑвеÑал за подгоÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÑовеÑÑкиÑ
кадÑов, а Ñ 1975 по 1984 год бÑл ÑегионалÑнÑм пÑедÑÑавиÑелем Magirus-Deutz по ÐоÑÑоÑной ÐвÑопе.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-0ff65d.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/08.-walter-muelberger-magirus-deutz-ost.jpg)
До тесных отношений с концерном Klöckner-Humboldt-Deutz AG дошло только в июне 1970‑го, когда Ульм посетил замминистра (и одновременно — генеральный директор строящегося КамАЗа) Лев Борисович Васильев. Вскоре мы приобрели для испытаний 20 двигателей Deutz и четыре грузовика Magirus-Deutz (моделей 170 D 15 K, 232 D 16 K, 232 D 26 K (6х4) и 290 D 22 FL (6х4)). Оценивалась целесообразность покупки лицензии на знаменитые магирусовские «воздушники», задуманные (как поговаривали) ещё в годы Второй мировой войны специально для условий суровой русской зимы.
![Magirus-Deutz 290 D 26 K из пеÑвой паÑÑии в 150 маÑин, поÑÑавки леÑа-оÑени 1974 года. ÐополниÑелÑнÑе ÑаÑÑ ÑазмеÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð²ÐµÑÑового ÑÑекла, оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑ Ð²ÑаÑÑваÑÑие ÑÑÑÐ±Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ
озабоÑников. Magirus-Deutz 290 D 26 K из пеÑвой паÑÑии в 150 маÑин, поÑÑавки леÑа-оÑени 1974 года. ÐополниÑелÑнÑе ÑаÑÑ ÑазмеÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð²ÐµÑÑового ÑÑекла, оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑ Ð²ÑаÑÑваÑÑие ÑÑÑÐ±Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ
озабоÑников.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-db6c27.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/01.-magirus-deutz-290-d-26-k-first-serie.jpg)
А в мае 1974 года СССР закупил 150 самосвалов M 290 D 26 K (6х4). Из Гамбурга по Северному морскому пути их доставили в Дудинку и в Норильск. За ними последовали 80 бортовых грузовиков M 232 D 19 L (4x2) и 70 самосвалов M 232 D 19 K (4x2).
![ÐаÑÑÐ¸Ñ Magirus-Deutz 290 D 26 K на ÑоваÑном двоÑе завода УлÑм-ÐонаÑÑалÑ, леÑо 1974 года. ÐаÑÑÐ¸Ñ Magirus-Deutz 290 D 26 K на ÑоваÑном двоÑе завода УлÑм-ÐонаÑÑалÑ, леÑо 1974 года.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-4b0a2c.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/02.-magirus-deutz-290-d-26-k-first-serie-at-ulm-donautal.jpg)
![Ðавод Magirus-Deutz в пÑигоÑоде УлÑма â ÐонаÑÑалe â ÑÑиÑалÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ÑамÑÑ
ÑовÑеменнÑÑ
в миÑе. Ð 1974 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½ вÑпÑÑÑил 14040 гÑÑзовиков. Ðавод Magirus-Deutz в пÑигоÑоде УлÑма â ÐонаÑÑалe â ÑÑиÑалÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ÑамÑÑ
ÑовÑеменнÑÑ
в миÑе. Ð 1974 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½ вÑпÑÑÑил 14040 гÑÑзовиков.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-916bb4.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/03.-magirus-werk-ulm-donautal.jpg)
Второго октября 1974 года в Москве, в Министерстве внешней торговли СССР, с представителями концерна Klöckner-Humboldt-Deutz AG был заключён договор о поставке в СССР 8831 грузового автомобиля Magirus-Deutz двух базовых моделей: 232 D 19 (4x2) и 290 D 26 (6x4), то есть мощностью 232 и 290 л. с. и полной массой 19 и 26 т. С нашей стороны в подписании контракта участвовали заместители министра Внешней торговли СССР Николай Дмитриевич Комаров и Владимир Николаевич Сушков, председатель внешнеторговой организации «Автоэкспорт» Владимир Михайлович Петров, председатель внешнеторговой организации «Автопромимпорт» Анатолий Анатольевич Бутко. Последний слыл опытным переговорщиком, славился умением «уторговывать» цены контрактов. Хотя сумма этой сделки неизвестна, есть информация, что для её обеспечения банковский консорциум во главе с Deutsche Bank и внешнеторговая кредитная организация AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH предоставили Внешторгбанку СССР кредит на сумму около DM790 млн. По условиям, первоначально погашались 22 % этой суммы, а остальное — в течение пяти лет.
![ÐопеÑеÑнÑй ÑазÑез 8âÑилиндÑового Ð´Ð¸Ð·ÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑного оÑ
Ð»Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Deutz F 8 L 413 и 10âÑилиндÑового Ð´Ð¸Ð·ÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑного оÑ
Ð»Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Deutz F 10 L 413. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð´ÑжнÑÑ
, иÑ
подводило Ñлабое 1âдиÑковое ÑÑепление. ÐопеÑеÑнÑй ÑазÑез 8âÑилиндÑового Ð´Ð¸Ð·ÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑного оÑ
Ð»Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Deutz F 8 L 413 и 10âÑилиндÑового Ð´Ð¸Ð·ÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑного оÑ
Ð»Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Deutz F 10 L 413. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð´ÑжнÑÑ
, иÑ
подводило Ñлабое 1âдиÑковое ÑÑепление.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-9efa36.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/04.-engine111.jpg)
С учетом уже поставленных грузовиков Magirus-Deutz их общее количество должно было составить 9131 единицу. Договором предусматривалось, что Klöckner-Humboldt-Deutz AG обеспечивает поставки изделий других фирм (специализированных кузовов, прицепов, оборудования для ремонта и обслуживания), если они используют шасси Magirus-Deutz.
![Eckhauber («УглоноÑ») Magirus-Deutz 290 D 26 K в оконÑаÑелÑном ваÑианÑе Ð´Ð»Ñ Ð¡Ð¡Ð¡Ð , ÑоглаÑованном по ÑезÑлÑÑаÑам опÑÑной ÑкÑплÑаÑаÑии. Ðо ÑÑÑÐ°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑовпадениÑ, кÑзов ÑамоÑвала «ÐамÐÐ-5511» бÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÑÑ Â«Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑовÑкий». Eckhauber («УглоноÑ») Magirus-Deutz 290 D 26 K в оконÑаÑелÑном ваÑианÑе Ð´Ð»Ñ Ð¡Ð¡Ð¡Ð , ÑоглаÑованном по ÑезÑлÑÑаÑам опÑÑной ÑкÑплÑаÑаÑии. Ðо ÑÑÑÐ°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑовпадениÑ, кÑзов ÑамоÑвала «ÐамÐÐ-5511» бÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÑÑ Â«Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑовÑкий».](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-96b642.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/05.-magirus-deutz-290-kipper-fuer-russland.jpg)
![СоÑÑав Ñ Â«Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑами» загÑÑжаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑоваÑной ÑÑанÑии гоÑода УлÑм. Ðозади виден каÑедÑалÑнÑй ÑобоÑ, изобÑажÑннÑй на заводÑком знаке Magirus-Deutz. СоÑÑав Ñ Â«Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑами» загÑÑжаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑоваÑной ÑÑанÑии гоÑода УлÑм. Ðозади виден каÑедÑалÑнÑй ÑобоÑ, изобÑажÑннÑй на заводÑком знаке Magirus-Deutz.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-9a344b.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/06.-magirus-deutz-for-urss.jpg)
Мы «успели» вовремя: 24 апреля 1974 года в Бонне по подозрению в шпионаже в пользу ГДР арестовали Гюнтера Гийома — личного референта федерального канцлера Вилли Брандта. Канцлер, проводивший курс на сближение с СССР, вынужден был уйти со своего поста. В августе 1974‑го подал в отставку ещё один приверженец политики разрядки — президент США Ричард Никсон. Отношения СССР с Западом вновь начали охлаждаться.
![СоÑÑав Ñ Â«Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑами» ÑеÑÑÑÑÑ
ÑазнÑÑ
видов напÑавлÑеÑÑÑ Ð² поÑÑ ÐамбÑÑга. ÐвÑомобили Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ð° в пÑигоÑоде УлÑма â ÐонаÑÑÐ°Ð»Ñ â пеÑегонÑли в поÑÑ Ñакже и Ñвоим Ñ
одом. СоÑÑав Ñ Â«Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑами» ÑеÑÑÑÑÑ
ÑазнÑÑ
видов напÑавлÑеÑÑÑ Ð² поÑÑ ÐамбÑÑга. ÐвÑомобили Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ð° в пÑигоÑоде УлÑма â ÐонаÑÑÐ°Ð»Ñ â пеÑегонÑли в поÑÑ Ñакже и Ñвоим Ñ
одом.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-bbcab1.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/07.-magirus-railroad.jpg)
![СÑÑ
огÑÑз-ÑÐ¾Ð»ÐºÐµÑ Â«ÐÐ½Ð¶ÐµÐ½ÐµÑ ÐаÑкиÑов» и одинаковÑй Ñ Ð½Ð¸Ð¼ «ÐÐ½Ð¶ÐµÐ½ÐµÑ ÐаÑÑлÑÑкий» пÑоекÑа 4207, ÑазÑабоÑаннÑе и поÑÑÑоеннÑе в 1974â75 годаÑ
на веÑÑи Hollming OY, г. РаÑма (ФинлÑндиÑ) бÑли задейÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑавки гÑÑзовиков Delta-Projekt из ÐамбÑÑга в ÐенингÑад. СÑÑ
огÑÑз-ÑÐ¾Ð»ÐºÐµÑ Â«ÐÐ½Ð¶ÐµÐ½ÐµÑ ÐаÑкиÑов» и одинаковÑй Ñ Ð½Ð¸Ð¼ «ÐÐ½Ð¶ÐµÐ½ÐµÑ ÐаÑÑлÑÑкий» пÑоекÑа 4207, ÑазÑабоÑаннÑе и поÑÑÑоеннÑе в 1974â75 годаÑ
на веÑÑи Hollming OY, г. РаÑма (ФинлÑндиÑ) бÑли задейÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑавки гÑÑзовиков Delta-Projekt из ÐамбÑÑга в ÐенингÑад.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-5f352b.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/09.-ro-ro-ship-zhener-Bash-.jpg)
Однако, к тому времени договорной механизм уже был запущен. Всего же в рамках сделки, получившей в ФРГ громкое название Delta-Projekt, в СССР поступят, помимо «Магирусов», ещё 60 тяжёлых автопоездов в составе седельных и балластных тягачей Faun HZ 34.30/41 с двигателями Deutz V12 и полуприцепов (прицепов) Kögel. Общее число поставленных нам транспортных средств и специализированных автомобилей достигло, в итоге, 9500 единиц. Сумму сделки Delta-Projekt в западных источниках оценивают во внушительные 1,1 млрд немецких марок.
![12âÑоннÑй Magirus-Deutz 232 D 19 L (4x2). «L» ознаÑÐ°ÐµÑ Lastwagen, гÑÑзовик обÑеÑ
озÑйÑÑвенного назнаÑениÑ. 12âÑоннÑй Magirus-Deutz 232 D 19 L (4x2). «L» ознаÑÐ°ÐµÑ Lastwagen, гÑÑзовик обÑеÑ
озÑйÑÑвенного назнаÑениÑ.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-551002.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/10.-magirus-deutz-232-d-19-l-pritschenwagen.jpg)
Сразу после заключения контракта заводской центр обучения Magirus-Deutz в Ульме принял первых советских стажёров. Их готовили четыре недели. Потом срок обучения сократили вдвое. Подготовленные инструкторы назначались в те автотранспортные предприятия и механизированные колонны, куда вскоре должна была поступить германская техника. И уже там они передавали знания водителям и механикам — около 50 000 человек было обучено таким путём. Многое казалось нашим водителям необычным: начало движения без прогрева, межколёсные и межосевой дифференциал ведущей тележки с кнопочным включением, создававшая обманчивое ощущение ровной дороги тихая подрессоренная кабина. Понятно, что на эти машины сажали самых лучших. Однако, во многих автохозяйствах грузовики работали в три смены. А всегда плохо, если техника не закреплена за кем-то конкретно.
![Magirus-Deutz 290 D 26 â маÑÑеÑÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑемонÑа ÑкÑкаваÑоÑов Orenstein & Koppel. Такие маÑÑеÑÑкие полÑÑали кÑÐ·Ð¾Ð²Ñ ÑиÑм Kögel и Rhein-Bayern. Снимок Ñделан на полигоне Magirus-Deutz в ÐаÑкбÑонне, в 12 км Ð¾Ñ Ð£Ð»Ñма. Magirus-Deutz 290 D 26 â маÑÑеÑÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑемонÑа ÑкÑкаваÑоÑов Orenstein & Koppel. Такие маÑÑеÑÑкие полÑÑали кÑÐ·Ð¾Ð²Ñ ÑиÑм Kögel и Rhein-Bayern. Снимок Ñделан на полигоне Magirus-Deutz в ÐаÑкбÑонне, в 12 км Ð¾Ñ Ð£Ð»Ñма.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-5d1706.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/11.-werkfoto-kogel-po-zak-orenstein-koppel.jpg)
В стране, провозглашавшей равенство трудящихся, германская техника породила своего рода «классовую ненависть», поскольку по сравнению с шоферюгой на КрАЗе водитель «Магируса» был белым человеком — даже в лютый холод он мог работать в рубашке, поскольку в кабине работал «Вебасто», у него всегда были чистые руки, поскольку в машине редко что ломалось. Наконец, этих ребят с их машинами чаще всего фотографировали для газет — а пресса обожала БАМ!
![СамоÑвал Magirus-Deutz 232 D 19 (4Ñ
2). «K» ознаÑÐ°ÐµÑ Kipper â ÑамоÑвал. ÐÑÐ¾Ñ Ñип кÑзова Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾Ñкидной задний боÑÑ. ХоÑоÑо видно, как паÑÐ¸Ñ ÑиÑÑема подогÑева кÑзова оÑÑабоÑавÑими газами. ÐÑи ÑемпеÑаÑÑÑе ниже -20 гÑад. ЦелÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¸ÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÐºÐ°Ð¿Ð¾Ñа ÑекомендовалоÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÑÑваÑÑ ÑаÑÑÑком. СамоÑвал Magirus-Deutz 232 D 19 (4Ñ
2). «K» ознаÑÐ°ÐµÑ Kipper â ÑамоÑвал. ÐÑÐ¾Ñ Ñип кÑзова Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾Ñкидной задний боÑÑ. ХоÑоÑо видно, как паÑÐ¸Ñ ÑиÑÑема подогÑева кÑзова оÑÑабоÑавÑими газами. ÐÑи ÑемпеÑаÑÑÑе ниже -20 гÑад. ЦелÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¸ÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÐºÐ°Ð¿Ð¾Ñа ÑекомендовалоÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÑÑваÑÑ ÑаÑÑÑком.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-5306de.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/12.-magirus-deutz-232-d-19-k-winter.jpg)
Юрий Нагибин в рассказе «Вася, чуешь?..» уловил эти настроения:
«Эти ребята, первоклассные, кстати сказать, шофёры, работали только на Магирусах, вышибали до шестисот в месяц, никогда никому не помогали и не искали помощи у других, держались в презрительном и гордом отчуждении своим, узким кругом».
![Magirus-Deutz 232 D 19 Ñ Ð±ÐµÑононаÑоÑом ÑиÑÐ¼Ñ Stetter, из поздниÑ
поÑÑавок â в веÑÑ
нем ÑÐ³Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ñовки ÑадиаÑоÑа виден маленÑкий пÑÑмоÑголÑник â Ñмблема IVECO. Снимок Ñделан в ÐоÑкве в наÑале 1980âÑ
. ÐоÑле ÐÐÐа геÑманÑÐºÐ°Ñ ÑеÑ
ника поÑÑÑпала в авÑоÑ
озÑйÑÑва по вÑей ÑÑÑане. Magirus-Deutz 232 D 19 Ñ Ð±ÐµÑононаÑоÑом ÑиÑÐ¼Ñ Stetter, из поздниÑ
поÑÑавок â в веÑÑ
нем ÑÐ³Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ñовки ÑадиаÑоÑа виден маленÑкий пÑÑмоÑголÑник â Ñмблема IVECO. Снимок Ñделан в ÐоÑкве в наÑале 1980âÑ
. ÐоÑле ÐÐÐа геÑманÑÐºÐ°Ñ ÑеÑ
ника поÑÑÑпала в авÑоÑ
озÑйÑÑва по вÑей ÑÑÑане.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-aa2418.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/13.-magirus-deutz-232-d-19-stetter-beton-pumpe.jpg)
Насколько пристрастен может быть писатель, свидетельствует история механизированной колонны № 91 треста «Бамстроймеханизация» — лучшей на своём участке. Эта бригада из 120 водителей занималась отсыпкой «скалы» — скальной породы для будущей железнодорожной насыпи в районе Тынды. Руководил бригадой Николай Дмитриевич Таликин. Грузили свои «магары» до самого верха, невзирая на паспортную грузоподъёмность. Трудились с 8 утра до 8 вечера. Отсеивались трое из четверых. Зато мехколонна завоевала право отсыпать «золотой» 25‑миллионный кубометр грунта. Руль доверили бригадиру. Его же и премировали — неслыханное дело! — туристической поездкой в Японию. А он передал путёвку лучшему водителю бригады Виктору Козловскому, сочтя, что тот больше достоин этой награды. Такое вот «презрительное отчуждение».
![ÐÑÑÑпка «золоÑого» 25âмиллионного кÑбомеÑÑа поÑÐ¾Ð´Ñ Ð½Ð° ÐÐÐе. Ðа ÑÑлÑм ÑамоÑвала â бÑÐ¸Ð³Ð°Ð´Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ
ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð½Ñ â 94 ÑÑеÑÑа «ÐамÑÑÑоймеÑ
анизаÑиÑ» Ðиколай ÐмиÑÑÐ¸ÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¢Ð°Ð»Ð¸Ð»ÐºÐ¸Ð½. ÐÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð·Ð²ÐµÐ·Ð´Ð° на двеÑÑе â 25 ÑÑÑ. кÑбомеÑÑов пеÑевезÑнного ÑÑим ÑамоÑвалом гÑÑнÑа. ÐÑÑÑпка «золоÑого» 25âмиллионного кÑбомеÑÑа поÑÐ¾Ð´Ñ Ð½Ð° ÐÐÐе. Ðа ÑÑлÑм ÑамоÑвала â бÑÐ¸Ð³Ð°Ð´Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ
ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð½Ñ â 94 ÑÑеÑÑа «ÐамÑÑÑоймеÑ
анизаÑиÑ» Ðиколай ÐмиÑÑÐ¸ÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¢Ð°Ð»Ð¸Ð»ÐºÐ¸Ð½. ÐÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð·Ð²ÐµÐ·Ð´Ð° на двеÑÑе â 25 ÑÑÑ. кÑбомеÑÑов пеÑевезÑнного ÑÑим ÑамоÑвалом гÑÑнÑа.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-a7b963.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/14.-magirus-deutz-rekord-wagen.jpg)
Что же нам поставляли? В каталоге Magirus-Deutz AG таких моделей не было! В основном к нам приходили трёхосные самосвалы M 290 D 26 K с кузовами ковшового типа с задней разгрузкой, вместимостью 12,4 кубометра. В общей сложности, их мы получили 6320 штук. Объём поставки был настолько велик, что компания Magirus-Deutz AG подрядила к изготовлению кузовов сразу три фирмы — Kässbohrer, Kögel и Meiller. Обычно под такие кузова фирма подкатывала шасси 6х6. Однако ограничения координационного комитета по экспортному контролю (КоКом) исключали даже попытку предложить СССР полноприводную технику. Впрочем, и полной блокировки задней тележки «магирусам» оказалось вполне достаточно.
![Ðдна из малоизÑÑеннÑÑ
ÑÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвенной авÑомобилÑной иÑÑоÑии â иÑполÑзование «магиÑÑÑов» на ÐÐÐе ÑовеÑÑкими военнÑми, ÑакÑиÑеÑки â в обÑ
од пÑавил ÐоÐом. Ðдна из малоизÑÑеннÑÑ
ÑÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвенной авÑомобилÑной иÑÑоÑии â иÑполÑзование «магиÑÑÑов» на ÐÐÐе ÑовеÑÑкими военнÑми, ÑакÑиÑеÑки â в обÑ
од пÑавил ÐоÐом.](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-a37f88.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/15.-magirus-deutz-bam-railroad-army.jpg)
При этом, что удивительно, «Магирусы» поступали на снабжение военных железнодорожников, что фактически нарушало условия КоКом! Строительство восточного крыла БАМа, от Тынды до Комсомольска-на-Амуре поручили Главному управлению железнодорожных войск (ГУЖВ). Было задействовано два армейских железнодорожных корпуса. Штабы этих соединений находились в Тынде и Чегдомыне. Железнодорожные батальоны с 1974 по 1989 год уложили около 1600 км главного пути, примерно треть всей протяжённости Байкало-Амурской магистрали.
На двухосном шасси к нам поступали самосвалы двух типов — ковшовые (вместимостью 7,2 м3) и с плоским днищем и откидным задним бортом (8 м3). Эти кузовы делала фирма Meiller. Из-за меньшего габарита такие машины в основном использовали на БАМе при прокладке тоннелей.
![Ðа баллаÑÑном ÑÑгаÑе Faun HZ 34.30/41 ÑÑоÑла ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ кабина, как на «магиÑÑÑаÑ
». Ðа баллаÑÑном ÑÑгаÑе Faun HZ 34.30/41 ÑÑоÑла ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ кабина, как на «магиÑÑÑаÑ
».](/images/main/oranjevie-trudyagi-kak-nemeckie-gruzoviki-magirus-deutz-pomogali-stroit-bam-a986e3.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/05/16.-faun-hz-34.30-41.jpg)
Кроме того, и M 290 D 26, и M 232 D 19 приходили в СССР с деревянными бортовыми платформами общехозяйственного назначения. Из специализированных машин в значительном количестве (около 50 штук) к нам поставили мастерские для ремонта и обслуживания экскаваторов Orenstein & Koppel. Трёхосные мастерские дополнялись прицепом. Воодушевлённый столь внушительным заказом, концерн Klöckner-Humboldt-Deutz AG живенько разработал несколько специализированных машин на шасси «сибирских Магирусов». Среди них бетономешалки и бетононасосы, седельный тягач с полуприцепом, тягач-трубовоз с прицепом-роспуском, коммунально-дорожная машина и даже мусоровоз! Все они испытывались в СССР, а некоторые даже были закуплены.
Особую пикантность отношениям между Magirus-Deutz и СССР придала смена собственника фирмы.
Казалось, столь крупная сделка должна была укрепить положение фирмы на фоне начавшегося в 1973 году в ФРГ экономического спада. Однако, увлечение капотниками с «воздушниками», усиление Daimler-Benz AG и сокращение в ФРГ спроса на автобусы сильно пошатнуло позиции Magirus-Deutz. Ещё 21 августа 1974 года между Klöckner-Humboldt-Deutz AG и FIAT S.p.A. было достигнуто соглашение о создании холдинга Industrial Vehicle Corporation B.V. (IVECO) со штаб-квартирой в Амстердаме. В IVECO у FIAT S.p.A. была доля 75 %, у Klöckner-Humboldt-Deutz AG — всего 25 %. В ноябре 1974‑го итальянцы увеличат свою долю до 80 %, а в 1980‑м выкупят у Klöckner-Humboldt-Deutz AG автомобильное производство целиком. Впрочем, по сделке Delta-Projekt последний грузовик нам отгрузят с завода в Ульм-Донауталь 19 ноября 1976 года.
По старым связям IVECO продолжит отношения с СССР и затем — с Российской Федерацией. 18 апреля 1992 года ОАО «УралАЗ» подпишет с итальянцами лицензионное соглашение о сборке в Миассе тяжёлых самосвалов. И начнёт оно с капотников IVECO 330.30 ANW, представляющих собой дальнейшее развитие «магирусов». Первые машины, собранные на заводе компании «УралАЗ-ИВЕКО» поступят заказчикам 19 января 1993 года. Предприятие, несколько раз поменявшее владельцев и своё название, действует и сегодня.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
Шесть «66‑х»: как создавалась легендарная «шишига» ГАЗ-66
«Гипермаркет зла»: на чем немцы собирались воевать против НАТО
Восемь мест, фургон, дизель и V6: какими делали «Волги» для иностранцев