Салтыков-Щедрин

топ 100 блогов ilfasidoroff27.08.2023

Оставлю здесь одну его цитату:

Бессонная ходьба по прямой линии до того сокрушила его железные нервы, что, когда затих в воздухе последний удар топора, он едва успел крикнуть: "Шабаш!" – как тут же повалился на землю и захрапел, не сделав даже распоряжения о назначении новых шпионов.
Изнуренные, обруганные и уничтоженные, глуповцы после долгого перерыва в первый раз вздохнули свободно. Они взглянули друг на друга – и вдруг устыдились. Они не понимали, что именно произошло вокруг них, но чувствовали, что воздух наполнен сквернословием и что далее дышать в этом воздухе невозможно. Была ли у них история, были ли в этой истории моменты, когда они имели возможность проявить свою самостоятельность? – ничего они не помнили. Помнили только, что у них были Урус-Кугуш-Кильдибаевы, Негодяевы, Бородавкины и, в довершение позора, этот ужасный, этот бесславный прохвост! И все это глушило, грызло, рвало зубами – во имя чего? Груди захлестывало кровью, дыхание занимало, лица судорожно искривляло гневом при воспоминании о бесславном идиоте, который, с топором в руке, пришел неведомо отколь и с неисповедимою наглостью изрек смертный приговор прошедшему, настоящему и будущему…
А он между тем неподвижно лежал на самом солнечном припеке и тяжело храпел. Теперь он был у всех на виду; всякий мог свободно рассмотреть его и убедиться, что это подлинный идиот – и ничего более.

(Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, «История одного города», 1869—1870)

Салтыков-Щедрин

Вот только что закончила читать этот роман. Очень там хорош Угрюм Бурчеев. Нет, этот персонаж не совпадает с личностью существа, чей образ порой собираю их разных книжек. Из «Истории» города Глупова, например, хотелось бы перенести в реал вот эту сцену, когда народ, очнувшись от страха, увидит в подыхающем «градоначальнике» лишь подлинного идиота, все же посмевшего изречь смертный приговор их прошлому, настоящему, будущему.

«Историю одного города» прочла я сегодня (вернее, прослушала в аудио на ютьюбе), вряд ли читала ее раньше по «школьной программе» или ради какого-нибудь удовольствия, но у меня слишком короткая память на все прочитанное. Решила прочесть этот роман опять же после Войновича:

— Я давно заметил, — сказал он, попыхивая сигарой, — что нигде в мире нет столько бессмертных покойников, как в России.
Мне ничего не осталось, как согласиться:
— Да уж, кого-кого, а бессмертных у нас хватает. Почти столько же, сколько еле живых. А еще есть один вечно живой. Лежит в Мавзолее. А что, Салтыков-Щедрин тоже предлагал вам свои услуги?
— Предложил. Сказал, что может написать продолжение города… Этого… Ну, «Сити оф стьюпидити».
— Продолжение «Истории одного города»? И вы отказались? — вскричал я в возмущении.
— Нет, мы не отказались, но я посадил его перед телевизором, поставил DVD с записью заседаний вашей думы и говорю: «Вот вам ваше Сити оф стьюпидити».
— Представляю, — сказал я, — представляю себе, как Михаил Евграфович плевался.
— Что вы! — сказал американец. — Он сначала очень смеялся. А потом плакал. Очень сильно плакал. Признался, что никакого гонорара не заслужил. Вы, говорит, не тратьте зря деньги ваших налогоплательщиков. Не нанимайте иностранных агентов. Не боритесь с этой властью. Они без вашей помощи сделают сами больше, чем вы хотите. Подорвут основы, нанесут ущерб престижу, ослабят боеспособность, все разворуют и выставят сами себя и всю страну в таком смешном виде, в каком это недоступно никакому гению нашего жанра. Ни Свифту, ни Гоголю, ни даже мне. Я столько лет, говорит, потратил на то, чтобы довести до совершенства свое сатирическое мастерство, и многие люди до сих пор считают меня великим писателем. Но какой я великий на фоне этих людей? Что такое, — сказал он, — город Глупов? Жалкая пародия на то, что они делают сегодня. Я придумал градоначальника Органчика, я представил себе глуповцев, которые головами тяпаются и щуку с колокольным звоном хоронят, но такого, чтобы царь летал в голове журавлиного клина, для такой выдумки я слишком, слишком бездарен, сказал он и расплакался пуще прежнего. Я хотел ему дать немного денег хотя бы на метро, но он лишь рукой махнул и убежал.

(Владимир Войнович, «Малиновый пеликан»)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня во время вечерней пробежки пришло такое в голову. У меня ведь как — обычно прибегаешь домой, потную майку на веревку, где она частично моется дождем и сушится ...
По словам Ольги Костиной , председателя правозащитного движения "Сопротивление", члена Общественной Палаты РФ, на "т акой, мягко говоря, нестандартный шаг, как прямое обращение за помощью к президенту в ситуации, которая, казалось бы, совершенно прозрачна ", она и ее коллеги ...
Цена на газ в Европе обновила рекорд и превысив 540 долларов за тысячу кубометров Рекордное подорожание происходит на фоне снижения прокачки через газопровод "Ямал — Европа" после возгорания на заводе "Газпрома" в Ямало-Ненецком автономном округе. Пожар полностью ликвидировали. ...
Польский художник - акварелист, иллюстратор и графический дизайнер Grzegorz Wrobel, публикуется под ником ~GreeGW. Пишет легкие и одновременно насыщенные акварельные пейзажи и городские зарисовки, зачастую пронизанные солнечными лучами. Особенно ...
Когда люди начинаю рассуждать о фотосъемке пейзажей, первое о чем думают - камера, объективы, фильтры, штатив, потом читают книги и статьи про съемке, выбирают локацию и едут. Но обычно все забывают про самый главный элемент который необходим для удачного снимка. Только камеры, умения ей ...