SALIGIA
mi3ch — 23.06.2011Задумывались ли вы о том, что ветхо- и новозаветные заповеди в основном предназначены для взрослых: Не прелюбодействуй; Да не будет у тебя других богов, кроме Меня; Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; Помни день субботний, чтобы святить его; Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего; Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его?
Предназначены для взрослых и, следовательно, вторичны. Это же относится и к концепции смертных грехов - гордыня, похоть, алчность, уныние - это уже пороки взрослого человека (кстати, про "смертные грехи" Иисус ничего не говорил - он упоминает только один грех, который не будет прощен " всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам". Все остальное - вариации от Евагрия Понтийского (IV век) до Фомы Аквинского (XIII век)).
И, возможно, есть более простые (и важные) для воспитания человека заповеди?
Потому что практически невозможно воспитать взрослого человека.
Ребенку постоянно говорят неправду. Деда Мороза не существует, детей не находят в капусте, животные не разговаривают, лягушки не превращаются в принцесс, драконов не бывает, папа не самый сильный, а мама не самая красивая. Я вспоминаю свое детство - все наши герои были фальшивыми. Павлик Морозов был предателем, Портос - альфонсом, Аркадий Гайдар не только командовал в 14 лет полком, но и расстреливал заложников, 28 героев-панфиловцев не существовало, Неуловимые Мстители - совсем еще дети, десятками убивали людей.
А дети вырастали хорошие. Тоже самое происходит и с религией - все сто раз исказили, переврали и подчистили. Из каждой щели трупный запах, ложь и кровь. А появляются святые с чистым сердцем. Потому что весь этот антураж не имеет никакого значения. Он нужен только для того, чтобы ребенок навсегда запомнил три основных правила. Не усвоит хотя бы одного - и все пойдет наперекос.
Правило номер один (самое простое) - правило Золотой Середины. Во всем, даже хорошем, нужно знать меру. Потому что - слипнется. Не усвоит это - будет чревоугодие (избыток еды), лень (избыток отдыха), наркомания (избыток наслаждения), уныние (недостаток веры в себя), гордыня (избыток веры в себя)
Правило номер два - не причинять боль другим существам. Тоже простое правило. Не бить других и не обрывать крылья бабочкам. От мучения животных до мучения человека меньше одного шага. Отсюда же растут садизм и семейная тирания.
Правило номер три. Невероятно сложное. Даже если мама говорит, что ты самый лучший - есть другие люди. И они тоже самые лучшие. Этот мир создан для тебя, но и для них тоже. Только из этого потом может вырасти дружба.
Половина проблем мира идут от непонимания этого правила. Нет ни хохлов, ни черножопых, нет ни эллинов, ни иудеев, нет ни гомосеков, ни фанатов "Спартака", нет ни единственно верных религий, ни избранных народов.
Потому что иначе человек всегда найдет за что ненавидеть другого человека. Во время восстания рабов в Сан-Доминго негры убивали белых под лозунгом: "Белые убили Христа! Перебьем всех белых!"
Вся же остальная "верхняя" религиозная надстройка вообще не имеет никакого значения. Все эти посты, шабаты, крестные ходы и прочая и прочая... - нельзя есть капусту в день усекновения главы Иоанна Крестителя, нельзя варить козленка в молоке матери его, нельзя клеветать на Три Драгоценности - все это не более, чем ритуал. Зеркальца для папуасов.
Отдельно в системе воспитания стоят две вещи - ложь и сквернословие. Обеим уделяется слишком большое внимание. Как только ребенок начинает врать - это говорит не о том, что он плохой и испорченный, а о том, что у него начался резкий рывок в развитии - мир может быть вообще любым. На лжи целиком стоят художественная литература, кинематограф, реклама и театр. Ложь - это фантазия (если, разумеется, ей не злоупотреблять - см. первое и третье правило)
Сквернословие же просто бессмысленное занятие. Это не более, чем эмоция. Восклицательный знак. Например, когда комментатор пишет только - "имбецил" или "чо за херня", он совершает серьезную логическую ошибку. "Чо за херня" - это не оскорбление, это вывод, который без доказательства не работает. Правильнее предоставить убедительные доказательства, а право делать выводы оставить за собеседником. Более того, если доказательства убедительны - вывод становится очевидным и его смело можно опустить.
Специально для Общественной палаты