Саккос митрополита Алексия 1364 год


Облачение митрополита Киевского и всея Руси Алексия (1354–1378), одного из первых и особо почитаемых русских святителей, является единственным дошедшим до нашего времени крестчатым саккосом русской работы XIV века. Митрополит Алексий, с именем которого связана история возвышения Москвы, был наставником юного Дмитрия Донского и многие годы являлся фактическим правителем Московской Руси. Святитель был погребен в основанном им Чудовом монастыре, а через полвека после своей смерти канонизирован.

Саккос митрополита Алексия Москва, 1364 г. Дробницы – Русь, XIII–XV вв.; камка – Италия, конец XV в.; поновления – конец XV – XIX в. Камка, шелковая ткань, крашенина, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро, сапфиры, альмандины, бирюза, стекла; ткачество, шитье, низание, чеканка, басма, золочение, чернь, эмаль. Реставрация 1984–1987 гг. Реставраторы Т.В. Усачева (ткань), Н.И. Долгов, Ю.А. Осипов (металл). Экспонируется на завершающей стадии реставрации, начатой в 2003 г. Реставраторы И.М. Качанова (ткань), В.А. Вычужанин, В.Г. Яковлев (металл).
Саккос митрополита Алексия (1354-1378) относится к тому же типу крещатых облачений, как и саккос метрополита Петра, который мы рассматривали ранее. Следует, однако, отметить, что он выделяется главным образом высоким искусством вышивки в виде крестов и углов, сделанной руками русских мастериц, и дробниц - украшений из перегородчатой эмали. Ткани в данном случае служат лишь фоном.
В легенде, сохранявшейся в стенах Чудова монастыря, содержится другое предание, повествующее о том, что митрополит Алексий был погребен в этом саккосе, а после чудесного обретения нетленных мощей святителя оказалось, что облачение его также не пострадало от тлена.

Саккос митрополита Алексия – комплексный и многогранный памятник. Это и шедевр древнерусского искусства, поражающий удивительной техникой исполнения дробниц и шитья, и памятник истории русской церкви, атрибут церковной иерархии, принадлежавший одному из особо почитаемых русских святителей.
Одно из первых достаточно полных упоминаний о саккосе митрополита Алексия мы находим в "Указателе Патриаршей ризницы" второй половины XIX в.:
"В лето 1364 года сделан был сей саккос на память святого мученика Димитрия, повелением митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца Алексия, шит по таусиной камке, кресты и углы с золотом, меж их дробницы серебряные чеканные, позолоченные, оплечье и зарукавье и подольник низан жемчугом мелким, а на сторонах вышиты слова летописи, подложен тафтою зеленою, восемь пуговиц серебряных" .

На передней стороне оплечья - семь круглых дробниц с изображением поясного Деисуса и две эллипсовидные дробницы на плече с изображением восьмиконечного голгофского креста с орудиями страстей. Все эти дробницы выполнены в технике тиснения по серебряной пластине с последующей гравировкой, чернением и золочением. Все дробницы оплечья окружены двойной жемчужной обнизью.

Дробницы из перегородчатой эмали и жемчуга с саккоса митрополита Алексия. Россия. 1364 год
Другой исследователь эмалей саккоса, археолог Т.И. Макарова (1930 — 2009), подтвердила предположение Б.А. Рыбакова о домонгольском происхождении перегородчатых эмалей "на золоте и серебре", стилистически связанных с южнорусскими, но представляющих, по ее мнению, их огрубленный вариант. Она тем не менее отметила, что дробницы с изображениями птиц у древа, сиринов, геральдических птиц с оплечья несходны с киевскими эмалями: "...длинноногие птицы даже отдаленно не напоминают птиц с киевских колтов... Круглые же мелкие бляшки с идущей птицей близки большим бляшкам киевских кладов".

|
</> |