Как создавали образы фильма "Нюрнберг" (2023)
nash_dvor — 23.06.2023
В этом году в прокат вышла историческая драма "Нюрнберг",
рассказывающая о самом знаковом судебном процессе прошлого века,
основой сценария для которой стала книга Александра Звягинцева "На
веки вечные". Образы фильма создавали художники по костюмам
Катерина Мирова, Гюльнара Шахмилова и Мария Юреско и художник
по гриму Людмила Раужина.
А консультантом по костюмам в нескольких эпизодах выступил
руководитель столичного департамента культуры Александр
Кибовский
"Это очень серьезная и масштабная картина. Она предполагает
большое количество персонажей в форменной одежде - как нашей
страны, так и зарубежных государств. Потому что там у нас
присутствуют не только советские военнослужащие, но и англичане,
американцы, французы, немецкая армия", - рассказал Кибовский.
Он ранее преподавал в студии МХАТ историю военного
костюма, а также ранее был консультантом по костюмам в 12
фильмах.
"И в этом фильме коллеги попросили оказать содействие, когда
были большие массовые сцены. Меня позвали именно на две
массовые сцены. Первая сцена - это большой зал судебного
заседания и второй эпизод - возле Дворца правосудия, который
снимался в Калининграде", - пояснил Кибовский.
По его словам, зрители фильма впервые зрители увидят форму военной
прокуратуры того времени. "Специально для этой картины были пошиты
костюмы по фото, которые нашли в архивах", - рассказал он.
Фильм был снят всего за два с половиной месяца, а точнее – за 70
смен, что очень быстро для проекта такого масштаба. Было построено
множество декораций, в некоторых сценах в кадре одновременно
находилось более 700 человек. Было использовано более 1200
исторических костюмов, часть из которых была специально сшита, а
часть привезена из Чехии, Польши и Германии.
Для каждого из актеров создатели фильма выбрали образ
сообразно историческим реалиям.
Царство художника-гримера "Мосфильма" Людмилы Раужиной
оказалось довольно скромным: несколько столиков с зеркалами, да
фены с плойками. "Не удивляйтесь, ведь основа нашей профессии —
шитье. Вот, усы той эпохи Миронову сшила — он их не отращивал", —
смеется Раужина.
За 53 года на "Мосфильме" Людмила Алексеевна с кем только не
работала: в ее руках побывали Александр Зархи, Марлен Хуциев,
Владимир Наумов, Сергей Соловьев. Она же делала кудрявым великого
Михаила Ульянова, шила парики и персидские головные уборы 113
женщинам, мужчинам, девочкам и воинам для "Ядов" Шахназарова ("Яды,
или Всемирная история отравлений" 2001 года). Раужина окончила,
кажется, все мыслимые курсы — например, по работе с пластиком и
созданию цветов. Еще научилась лепить, красить, обжигать в духовке.
Теперь невыполнимых задач для нее нет.
С Николаем Лебедевым художник работает не в первый раз:
""Мастера и Маргариту" собирались делать, я для проб каждому
персонажу подготовила по три варианта образа. Уже был утвержден
список актеров, я так ждала этого проекта и очень переживала, когда
он отменился», — вздыхает Раужина. Зато возник "Нюрнберг", которому
Людмила Алексеевна отдалась полностью. Слушая ее воспоминания о
работе над фильмом, поражаешься масштабу проделанной работы: "Это
было нереально, но мы загримировали всех участников сцен зала -
600".
На эти тяжелые съемки с массовкой в 400 человек, конечно, были
привлечены дополнительные гримеры, но Людмила Алексеевна руководила
всем процессом. Одних только актрис, игравших
машинисток-стенографисток, было 70.
На съемках фильма
"Мы им всем сделали перманент. Смотрели хронику тех лет и
поразились, какими ухоженными выглядели немки, разбиравшие завалы
на улицах Берлина в 1945-м — все будто только что вышли из
парикмахерской. Они завивались тогда на дому — поташ, сульфид
бария…
Архивные фото
Сейчас же мы накручивали пряди на муфельные щипцы. Коля Лебедев
играл роль монтажера, так что я и ему тоже делала прическу и усики.
А узникам концлагеря шили стриженые парички, наносили бледный тон
на лица", — рассказывает об "изнанке" съемочного процесса
Раужина.
Художники сходятся во мнении, что самым интересным получился
образ певицы Греты, ведь источником вдохновения для него послужила
Марлен Дитрих. Говорят, изначально на эту роль пригласили Патрисию
Каас, но когда из-за пандемии съемки пришлось перенести, певица уже
не смогла встроить проект в свой график. Патрисия — блондинка,
Дитрих — блондинка, поэтому и образ Греты рисовался
соответствующий: обязательно со светлыми волосами. Позднее
утвержденная на роль Лаура Бах же оказалась брюнеткой, которой даже
парик белый не идет.
Специально для роли она покрасила волосы в пшеничный цвет у своего
стилиста в Германии, а потом — приехала в Москву, два раза помыла
голову, и темный пигмент вернулся. По иронии судьбы произошло это
накануне съемок. Пришлось Людмиле Алексеевне срочно шить актрисе
парик, благо человек она запасливый, нашла из чего
Грета, с одной стороны, звезда эпохи, с другой — человек,
переживающий личную драму. В 1945-м, если женщина пользовалась
помадой или лаком, то исключительно красного или бордового цвета.
Гримеры решили отказаться от яркости, сделав выбор в пользу
естественности и создав акцент за счет других визуальных элементов
— например, прически с красивой волной, костюма, шляпки.
Не менее любопытную работу проделали и над образом героя
Сергея Безрукова. Поначалу авторы фильма думали о создании
портретного сходства актера с генеральным прокурором СССР Романом
Руденко, выступавшим на Нюрнбергском процессе в роли обвинителя, но
Раужина заверила, что без пластического грима тут не обойтись.
Безрукову, конечно, не привыкать к пластической маске, но делать ее
дорого и долго. Так что от затеи решили отказаться, и Людмила
Алексеевна просто сделала артисту залысины.
"Мне показалось, что если мы будем переделывать Безрукова, зрители
станут отвлекаться, искать, что там прилеплено, — объясняет
режиссер Николай Лебедев. — По мне Сергей похож на персонажа тем,
что у него тоже есть человеческий стержень. Когда мы с ним
разговаривали о роли, я сразу попросил: не надо подражать,
имитировать говор — я знаю, как он может это сделать. Я хотел,
чтобы Безруков сыграл не столько Руденко, сколько официальное лицо
на процессе — этим роль и сложна. У Сергея в фильме работает голос
— сухой, отрывистый, трибунный, плакатный".
А вот Евгений Миронов сам позвонил художнику-гримеру. "Есть актеры,
которые приходят на проект, причесался — и в кадр. А Миронов
заранее спросил: "Что вы можете предложить?" Я предложила прическу,
которую носил мой отец. В 1940-е все советские мужчины зачесывали
волосы назад, обнажая лоб. В волосы Евгения мы внедряли седые
пряди, все-таки его персонаж человек с судьбой", — рассказывает
Раужина.
Исполнительница одной из главных ролей - угнанной на работу в
Германию девушки Лены - Любовь Аксенова рассказала, что для
достижения достоверности ограничивала себя и в еде, и в
использовании гаджетов.
Образ ей удался. На улице на съемках адская жара, но актриса,
похоже, ничего не замечает — ее взгляд где-то далеко. Измученное,
красивое лицо, худоба и бледность… Она в пальто и
тапочках
Или в серых варежках с монограммой "И.В.", которые капитан
Игорь Волгин трогательно натягивает на ее замерзшие руски и которые
потом становятся уликой, намекающей на ее предательство.
А еще незабываемый малиновый берет. Берет - самый массовый модный
городской головной убор 1930-х в СССР
Как видим, Лене создали образ советской интеллигентки
Кадр из фильма "Нюрнберг" и фотография из 1930-х
Отсюда Отсюда