Византийские ткани и традиции узоров на Руси

топ 100 блогов nash_dvor16.06.2023
 Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Дорогие ткани широко использовались в быту русских князей еще в Киевской Руси. В летописях X-XII веков и в княжеских духовных завещаниях встречаются названия византийских тканей, аксамитов, объярей и т. п., поступавших на русскую землю в результате торговых и культурных связей Киевской Руси с Византией.

Аксамит (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат. Чтобы выдержать тяжесть металлических нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных, отсюда и греческое название. Узор на ткани делали с помощью кручёной золотой или серебряной нити.
 
Объярь, объярина— старинное название одноцветной шёлковой переливчатой ткани, "с золотыми и серебряными струями и узорами". Наиболее популярные цвета объяри — лазурный, алый, золотой, серебряный и белый. Из объяри шили платна, кафтаны, кожухи, опашни, зипуны, ферязи и летники.
 
Так, княгиня Ольга при крещении в Царьграде в 955 году получила "дары многи" , среди которых были и "паволоки", то есть драгоценные ткани. Такие древние ткани дошли до нашего времени лишь в незначительных фрагментах; сохранившаяся одежда относится к более поздним временам, и она в основном церковная.
   
На самой Руси дорогие элитные ткани не производили, их закупали, а местные русские мастера могли шить из них одежду и украшать вышивкой. Закупали ткани в разные временные периоды в разных местах, но самые древние массовым потоком шли, конечно, из Византии, а уже позже сменились на персидские, турецкие и венецианские.
 
Драгоценные шелковые ткани шли на одежды царя и окружающих его бояр и дворян, на облачения высшего духовенства, на всевозможные бытовые предметы - завесы, подушки, покрывала, на обивку мебели и экипажей и т.д., - ими награждали за какие-либо заслуги государственного значения или лично перед царем, посылали в качестве подарков иноземным правителям при дипломатических сношениях.
   
Из Византии шли не только ткани, но иногда и подаренные церковные одежды тоже. Кроме того церковные одежды иногда перешивали из подаренной церкви одежды царей. И поскольку церковные одежды - это нечто сакральное и имеющее важное духовное значение, такие одеяния хранили и берегли. Именно благодаря этому мы и можем сейчас увидеть, насколько красивы были ткани Древней Руси и с какой невероятно красивой вышивкой
 
Большая часть сохранившихся древнерусских церковных одеяний хранится в Оружейной палате. Давайте взглянем на эту коллекцию из византийских тканей или тканей в византийских традициях, а позже будет опубликована серия постов, посвященная конкретным саккосам
 
Глядя на праздничное облачение церковных иерархов под названием "саккос", трудно себе представить, что это слово в переводе с древнееврейского означает рубище, надеваемое в дни печали, покаяния и поста.
 
Сейчас саккос — это роскошное верхнее архиерейское богослужебное облачение. И хотя он и символизирует простую одежду Христа, а также багряницу — одежду, в которой Христос терпел поругание, но с виду он повторяет одежду, которую когда-то носили византийские императоры и как награду даровали её патриархам. На Руси с XIV века митрополиты Московские служили в саккосе в великие праздники — Рождество Христово, Пасху и Троицу. С установлением в России патриаршества в 1589 г. саккос стал облачением патриарха и митрополита. А сейчас это облачение всех архиереев — от патриарха до епископа.
 
Древнейшим в собрании Оружейной палаты является атласный саккос митрополита Петра, сделанный в 1322 году.

 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Атласный саккос митрополита Петра, 1322 год
   

Это саккос, как вещь необыкновенно дорогая и ценная, неоднократно подновлялся, поэтому к 1322 году относятся части с украшениями (дробницами) , а вот остальная ткань скорей всего более поздняя, но тоже безусловно византийская
     
 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Саккос митрополита Алексия, 1364 год. Отреставрированный вид

 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Большой саккос митрополита Фотия, 1414—1417 гг

 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Малый саккос митрополита Фотия. Точная дата изготовления неизвестна, так как саккос подновлялся и сшит из нескольких частей, сделанных в разное время.
       
Большой интерес представляет ткань саккоса митрополита Симона (1496-1511), относящаяся к византийскому типу позднего времени, когда Константинополь был уже захвачен турками.

 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Саккос митрополита Симона 1496 год

Все последующие ткани - это тоже византийская традиция уже после падения Византии. Христианскую церковь в Константинополе никто не уничтожил, поэтому некоторые орнаменты хоть и видоименились, но традиции продолжали быть византийскими. Обратите внимание на последующих иллюстрациях, что на саккосы начали использовать ткани с  цветочными восточными узорами, ранее для Византии не характерными
     
 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Голубой саккос  митрополита Дионисия, 1583 год. 

 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Белый саккос митрополита Дионисия, 1583 год. .

 Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Саккос патриарха Иосифа, 1648 год
 Византийские ткани и традиции узоров на Руси
Саккос патриарха Иосифа, 1642-1652 гг
     
Перечисленными примерами исчерпывается группа культовых тканей, связанных с византийскими традициями. Установившиеся в XV веке сношения с Венецианской республикой и с Ираном, завязавшиеся торговые сношения с Турцией, которая захватила в свои руки все торговые пути на Ближнем Востоке, создали условия для поступления к великокняжескому двору тканей других видов и в других орнаментальных традициях. Визуально они очень сильно отличаются

Продолжение про отдельные саккосы следует.
При написании для систематизации тканей использовалась книга  Левинсон-Нечаевой М.Н. "Одежда и ткани XVI-XVII веков"
.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня мы уедем из Каргополя и окажемся в деревне Ошевенский Погост. Понятие «погост» — это не только «кладбище». Погостами на севере назывались поселения, объединявшие несколько деревень вокруг центрального храмового комплекса. Когда-то Ошевенск включал больше дюжины деревушек, но ...
Патриотизм -- последнее прибежище негодяя, как было правильно сказано. Добавлю от себя, что под этим «патриотизмом» подразумевается, конечно же, не настоящая любовь к Родине, а показные акции, громкие высказывания, митинги с флагами и факельные шествия. Фото: Соцсети Если кто-то ...
Вот ведь хитрый, этот козёл Фрэнк! Решил-таки, что я должна его пригреть на груди! В полдень светло ярко солнце и потому подарок от команды ЖЖ было особенно приятно получать от ...
В центре трибуны возведена стелла, прикрывающая памятник В.И.Ленину. В отличие от националистического украинского режима, в России не пытаются переписать свою историю, уничтожая памятники прошлым правителям. Но по замыслу декораторов, праздничное оформление должно быть ...
Таким образом, так называемая «оппозиция», которая все время говорила, что борется с коррупцией, недовольна, что в России посадили коррупционера. Браво. Оппозиция недовольна, что Россия может победить Оппозиция 1000 раз заявляла, что Россия должна ...