Византийские ткани и традиции узоров на Руси
nash_dvor — 16.06.2023Дорогие ткани широко использовались в быту русских князей еще в Киевской Руси. В летописях X-XII веков и в княжеских духовных завещаниях встречаются названия византийских тканей, аксамитов, объярей и т. п., поступавших на русскую землю в результате торговых и культурных связей Киевской Руси с Византией.
Из Византии шли не только ткани, но иногда и подаренные церковные одежды тоже. Кроме того церковные одежды иногда перешивали из подаренной церкви одежды царей. И поскольку церковные одежды - это нечто сакральное и имеющее важное духовное значение, такие одеяния хранили и берегли. Именно благодаря этому мы и можем сейчас увидеть, насколько красивы были ткани Древней Руси и с какой невероятно красивой вышивкой
Атласный саккос митрополита Петра, 1322 год
Это саккос, как вещь необыкновенно дорогая и ценная, неоднократно подновлялся, поэтому к 1322 году относятся части с украшениями (дробницами) , а вот остальная ткань скорей всего более поздняя, но тоже безусловно византийская
Саккос митрополита Алексия, 1364 год. Отреставрированный вид
Большой саккос митрополита Фотия, 1414—1417 гг
Малый саккос митрополита Фотия. Точная дата изготовления неизвестна, так как саккос подновлялся и сшит из нескольких частей, сделанных в разное время.
Саккос митрополита Симона 1496 год
Все последующие ткани - это тоже византийская традиция уже после падения Византии. Христианскую церковь в Константинополе никто не уничтожил, поэтому некоторые орнаменты хоть и видоименились, но традиции продолжали быть византийскими. Обратите внимание на последующих иллюстрациях, что на саккосы начали использовать ткани с цветочными восточными узорами, ранее для Византии не характерными
Голубой саккос митрополита Дионисия, 1583 год.
Белый саккос митрополита Дионисия, 1583 год. .
Саккос патриарха Иосифа, 1648 год
Саккос патриарха Иосифа, 1642-1652 гг